Регионы лишились денег из воздуха

РСПП выступил с критикой разработанного Минприроды законопроекта, который впервые вводит в России механизм квотирования загрязняющих выбросов. Представители рынка указывают на непрозрачность расчетов и уверены, что разработчики не учитывают социально-экономические последствия нововведения — закрытие производств и безработицу.

В процессе работы над документом чиновники также наделили федеральный центр всей полнотой контроля над квотной политикой и ее финансированием, хотя в первоначальной редакции эти функции были закреплены за региональными властями.

Вторая версия подготовленного в Минприроды законопроекта о вводимом в РФ квотировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, внесенная в правительство (есть в распоряжении “Ъ”), претерпела ряд изменений. Как ранее сообщал “Ъ” (см. “Ъ” от 27 февраля), документ устанавливает понятие системы сводных расчетов загрязнения воздуха в населенных пунктах. Суть в том, что такие расчеты будут отталкиваться не от предельно допустимых концентраций выбросов загрязнителей, а от общих допустимых объемов загрязнений воздуха (в тоннах) на основании данных о выбросах вредных веществ всех стационарных и передвижных источников загрязнения воздуха. Квоты на допустимые выбросы должны распределяться между всеми хозяйствующими субъектами населенного пункта, кроме предприятий, отнесенных к четвертой, наименее опасной категории. В порядке эксперимента квоты должны быть введены в 12 городах — Братске, Красноярске, Липецке, Магнитогорске, Медногорске, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Норильске, Омске, Череповце, Челябинске и Чите.

В первой версии законопроекта полномочия по определению перечня квотируемых объектов, ассортимент квот (по загрязняющим веществам) и определение допустимых вкладов концентраций были отнесены к компетенции региональных властей. В последнем драфте документа эти полномочия стали прерогативой Росприроднадзора РФ. Кроме того, теперь Роспотребнадзору РФ предстоит провести расчет и оценку риска для здоровья человека на территориях, где проводится эксперимент, и определить перечень загрязняющих веществ, приоритетных для квотирования.

Предыдущая версия документа предполагала, что если предприятие не укладывается в квоту, то оно обязано провести комплекс природоохранных мероприятий. В результате должен быть поэтапно достигнут установленный норматив. Теперь же предприятию предлагается реализовывать «компенсационные» мероприятия, перечень которых должен быть сформирован уполномоченным органом субъекта РФ.

В РСПП указывают, что законопроект никак не конкретизирует принципы формирования перечня. «Притом что в документе отсутствуют принципы и правила распределения квот между объектами, создается коррупциогенная система регулирования,— говорит собеседник “Ъ” в РСПП.— Предприятиям могут дать заведомо невыполнимые квоты специально, чтобы компаниям пришлось выполнять мероприятия, хоть каким-то образом связанные с уменьшением негативного воздействия, от строительства или реконструкции объектов инфраструктуры до покупки новых, отвечающих более высоким экологическим стандартам автомобилей для местных властей». Источник “Ъ” также обращает внимание, что документ не решает вопрос о способах перераспределения квот выбросов между природопользователями. «Квоты — это рыночный механизм, нужно учитывать возможность предприятия перепродать свои квоты или, допустим, отложить их на будущее. Иначе этот механизм нерабочий»,— говорит он.

В РСПП подчеркивают, что разработчики проекта должны учитывать социально-экономические последствия введения механизма квотирования. По словам представителей союза, для многих предприятий единственный путь достижения показателей квот — закрытие производства или снижение объема производимой продукции, что скажется в том числе на снижении доходов граждан и приведет к значительному уменьшению рабочих мест.

Также у участников рынка возникли вопросы к выбору городов, на территории которых предлагается провести эксперимент. В РСПП указывают, что только восемь из них относятся к числу населенных пунктов с высоким и очень высоким загрязнением воздуха. В остальных загрязнение оценивается как низкое или среднее. Применение там инструментов квотирования «будет избыточным образом обременять инвестиционную деятельность». При сложившемся распределении квот непонятно, к примеру, как строить в городе новые предприятия.

Научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ Александр Багин считает, что закон без подзаконных актов, принятых пакетом, будет неэффективен. Эксперт указывает, что в стране уже существует схожий инструмент нормирования загрязняющих выбросов, который не применяется. Так, закон об охране окружающей среды содержит понятие норматива допустимой антропогенной нагрузки, он устанавливается для компаний в соответствии с величиной общего воздействия всех источников загрязнения в пределах отдельной территории или акватории.

По словам собеседника “Ъ” в правительстве, Минприроды скорректировало законопроект в части распределения полномочий местных властей и федерального центра, для того чтобы сохранить контроль над средствами в рамках нацпроекта «Экология».

В текущей версии законопроекта, по данным “Ъ”, остались несогласованные замечания, высказанные ранее Минэнерго, Минпромторгом и Минфином. Ведомства пытаются смягчить законопроект в пользу курируемых ими секторов. Кроме того, Минпромторг пытается возглавить межведомственную комиссию, которая должна заниматься согласованием комплексных планов снижения загрязнений.

Вероятнее всего, текущие разногласия будут устранены в ближайшее время. По данным “Ъ”, законопроект находится на особом контроле в администрации президента РФ и должен быть принят в весеннюю сессию Госдумой (к этому призвал глава государства).

Газета «Коммерсантъ», 15.04.2019

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*