Общие подходы к реформированию системы контроля и надзора вырабатывались в тесном взаимодействии с «бизнес-четвёркой» — Деловой Россией, РСПП, ТПП, «Опорой России», основные показатели проекта разрабатывались с учётом мнений бизнес-сообщества, напомнил Михаил Абызов. Теперь с предпринимателями предстоит обсудить, как реализовывать этот проект, чтобы добиться качественных результатов реформы. С 12 ключевыми контрольно-надзорными ведомствами, участвующими в реализации программы, такая работа уже началась, они приступили к подготовке ведомственных паспортов проектов.
Надо обсудить, как строить работу с бизнес-сообществом, определить её главные направления. Здесь мы могли бы опираться на ту экспертизу, которая на сегодняшний день есть у наших предпринимателей. Так как многие задачи в перспективе стоят у нас и после 2018 года, очень важно в ближайшие полтора года сконцентрироваться на тех задачах, которые можно будет реализовать за это время и иметь практический, осязаемый результат. В ближайшее время необходимо определить отраслевые или межотраслевые группы, которые вместе с нашими коллегами из профильных ведомств займутся пересмотром нормативно-правовой базы и системы оперативной работы нашего инспекторского состава на местах», — отметил Михаил Абызов.
Определить приоритеты и форматы возможного участия предпринимательского сообщества в реализации реформы поможет анкетирование. Представителям бизнеса предложено проранжировать восемь ключевых направлений реформы; указать, деятельность каких контрольно-надзорных органов, по их мнению, влечёт для бизнеса наиболее существенную административную нагрузку; выбрать приоритетные сферы для пересмотра и актуализации обязательных требований и ответить на вопрос, какие формы участия предпринимательского сообщества в реализации реформы контрольно-надзорной деятельности представляются им наиболее эффективными.
По результатам анкетирования нужно составить матричную систему и определиться с форматом и составом рабочих групп, указал Михаил Абызов. Кроме того, нужно будет составить план работы каждой из групп, определить лидирующих менеджеров проектов со стороны бизнеса, проектного офиса и контрольно-надзорного органа. На эту работу министр отвёл 3–4 недели, а перечень рабочих групп должен быть утверждён уже через 10 дней.
В числе наиболее значимых направлений реформы Михаил Абызов назвал совершенствование нормативно-правовой базы и системы обязательных требований. К 2024 году нормативно-правовая база, устанавливающая систему обязательных требований, в рамках которых проводится деятельность всех надзорных органов, должна быть приведена к актуальному состоянию, необходимо исключить устаревшие, дублирующие и избыточные требования, привести их к лучшим международным стандартам, а также установить правильный фильтр на принятие новых нормативных актов.
С тем, что актуализация обязательных требований должна стать ключевым направлением работы, согласны как представители бизнеса, так и контрольно-надзорных органов. Важная роль в этом процессе отведена Минюсту как ведомству, отвечающему за государственную регистрацию документов, без которой они не могут вступить в силу.
Весь наш экономический рост сейчас зависит от регуляторики. Не удивлюсь, если в этих, казалось бы, технических документах «сидят» 1–2% роста, которые «съедаются» у нас каждый год из-за не очень эффективного государственного контроля и надзора. Мы сегодня проводим достаточно серьёзную юридическую правку поступающих к нам документов, при этом было бы полезно в большем объёме использовать качественную отраслевую экспертизу при их содержательном анализе. И сегодня в распоряжении бизнеса есть целый набор довольно эффективных инструментов, позволяющих влиять на законопроекты и иные документы ещё на стадии их подготовки. Это и процедура общественного обсуждения, и оценка регулирующего воздействия, и независимая антикоррупционная экспертиза. Другое дело, что, по моим ощущениям, сегодня эти механизмы используются предпринимателями не в полную силу», — отметил заместитель министра юстиции РФ Юрий Любимов.
Он предложил выбрать сектора, где очевидно наличие устаревших и неэффективных требований, ведомства при этом должны сформировать исчерпывающие перечни требований, чтобы технически невозможно было наложить санкцию, если требования нет в перечне.
На сегодняшний день в России не существует отработанного формата пересмотра такого массива законодательства, констатировал Михаил Абызов. Работать предстоит с чистого листа, чтобы этот опыт сформировать, в том числе с учётом мировых практик.
Исходя из последних презентаций международного опыта можно создавать рабочие группы по видам контроля и надзора, например, отдельно по трудовому надзору, санитарному и т.д., либо по отраслям. Когда 3 месяца идёт сбор предложений по устаревшим требованиям в конкретных видах бизнеса, например, в сфере общественного питания, потом комплексно обсуждается. Нам надо будет пробовать и те, и другие форматы. Опыт трансформации очень важен. Незачем изобретать велосипед там, где его можно заимствовать. В паспорте преобразований необходимо сразу ориентироваться на формат лучших международных показателей. Потому что наша задача — построить надзор, который войдёт в лучшие мировые практики», — подчеркнул Михаил Абызов.
Быстрые и ощутимые результаты, по мнению министра, может принести введение системы чек-листов, в которых задаются приоритеты проверочной деятельности. Предприниматели будут чётко понимать, какие требования будут проверяться, и это позволит избежать нарушений. Что касается публикации ведомствами исчерпывающих перечней требований, то здесь есть проблемы: на то, чтобы выложить в открытом доступе перечень актов, которые формируют обязательные требования, ведомства запросили 6 месяцев, и, несмотря на решение Правительственной подкомиссии по реформе госконтроля, многие до сих пор этого не сделали. После составления перечня актов совместно с Минюстом планируется составить перечень требований, а потом внедрить информационную систему, которая не позволит инспектору выписать предписание о нарушении, если в системе этого требования нет.
Если говорить об оптимальном состоянии информационной системы к 2021 году, то я хотел бы видеть её в формате, когда любой поднадзорный субъект может посмотреть по каждому виду контроля и надзора конечный список вопросов, получить профиль требований, которые к нему предъявляются. А в дополнение — модуль самодекларации, чтобы избежать так называемого человеческого фактора и прямого контакта инспектора с предпринимателем при проверках на местах», — отметил Михаил Абызов.
Информатизация должна обеспечивать некое интерактивное взаимодействие субъекта контроля и представителя контрольно-надзорного органа, отметил и.о. директора департамента проектов по информатизации Минкомсвязи Олег Качанов. По его словам, это может быть некий «личный кабинет» юрлица, в котором будет предоставляться набор сервисов. Помимо информирования об обязательных требованиях, должно быть непосредственное информирование по запланированным проверкам, проведённым проверкам, результатам этих проверок, а после проведения проверки субъект должен иметь возможность посмотреть предписания, которые ему даны, и дать информацию об исполнении этих предписаний. А к информационным системам госорганов, по его словам, необходимо утвердить некий перечень требований, аналог отраслевого стандарта в части информатизации. В первую очередь это ведение реестра объектов проверки, использование набора индикаторов для определения уровня риска, классов опасности.
Принципиально важно участие бизнеса и экспертных групп и при внедрении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, отметил замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. Важно, по его словам, участие отраслевых групп.
Говоря о внедрении риск-ориентированного подхода на местах, Михаил Абызов отметил, что сейчас основной показатель работы территориальных органов — это количество проверок и выявленных нарушений, но этот принцип будет изменён. Стоит задача к 2018 году перевести все территориальные органы на работу по КПЭ, связанным с показателями ущерба и вреда. То есть важно будет не сколько было проведено проверок, а сколько людей погибло в пожарах. А в 2017 году планируется привязать к этим КПЭ систему мотивации сотрудников контрольно-надзорных органов. Кроме того, каждый территориальный орган с 2017 года должен будет раз в квартал проводить публичную презентацию результатов своей деятельности, показывая, сколько проверок он провёл, на каком классе объектов, какие выявил нарушения и какие санкции применил, какие нарушения относит к типовым и какие рекомендации по ликвидации нарушений может дать другим субъектам.
Михаил Абызов сообщил, что сейчас также обсуждаются форматы взаимодействия с Генпрокуратурой в части осуществления прокурорского надзора. Инспекторы, по его словам, иногда «усердствуют», в том числе из-за претензий, предъявляемых к ним прокуратурой, которая, в свою очередь, имеет самодостаточные полномочия по всем видам общественных и экономических отношений.
Мы договорились с Генеральной прокуратурой, что проведём в декабре всероссийский селектор, в котором примут участие региональные представители прокуратуры и их заместители по контролю и надзору и по противодействию коррупции, и дадим ориентиры и методики в рамках нашего проекта по работе прокуратур на местах в 2017 году. И потом постараемся закрепить соответствующие методики и подходы актами и инструкциями», — пояснил министр.
Представители бизнеса выразили готовность к участию в реализации приоритетной программы по реформированию госконтроля и поблагодарили Открытое правительство и лично министра Михаила Абызова за максимальное привлечение к этой работе делового сообщества. Они высказали ряд предложений по дальнейшему взаимодействию и приоритетным направлениям работы.
Глава РСПП Александр Шохин предложил расширить полномочия возглавляемого им общественно-делового совета в вовлечении более широких слоёв бизнеса в реформу госконтроля, а также прояснить ряд моментов в части упрощённой процедуры согласования нормативно-правовых актов. Все проекты НПА должны направляться в общественно-деловой совет, считает он. Михаил Абызов поручил подготовить проект соответствующего регламента работы. Александр Шохин также подчеркнул важность масштабных преобразований в области государственного регулирования, направленных на снижение административной нагрузки на предпринимательское сообщество.
Сейчас одним из немногих реальных факторов оживления экономики и улучшения деловой среды в условиях ограниченных ресурсов и инвестиционного капитала является сокращение издержек бизнеса, связанных с избыточными требованиями и правилами», — считает Александр Шохин.
Важно провести системную ревизию действующей нормативной базы, по которой осуществляется собственно контрольно-надзорная деятельность, отметил, в свою очередь, председатель правления ОАО «СУЭК» Владимир Рашевский.
К настоящему времени значительная часть нормативной базы устарела и не является достаточно гибкой применительно к изменившимся и усложнившимся экономическим и технологическим аспектам ведения хозяйственной деятельности. Например, надо повышать корректность оценки ущерба и вреда, которую рассчитывают регуляторы. В том числе чтобы штрафы соответствовали объективно нанесённому ущербу, а не рассматривались только как дополнительный источник бюджетных поступлений», — отметил он.
Также, по мнению Владимира Рашевского, необходимо уменьшать количество контрольно-надзорных функций и замещать их другими механизмами, направленными, скорее, на предотвращение нарушений, а не наказания. Это соответствует и уже сложившемуся общему добросовестному настрою бизнеса, добавил он. К таким механизмам относятся, например, страхование, саморегулирование, декларации ответственности. Важный момент также — развитие работающей системы разрешения споров в рамках правоприменительной и судебной практики.
По мнению генерального директора «ЕвроХим» Дмитрия Стрежнева, нужно наладить работу с законодателями. Нередко принимаемые депутатами законы противоречат целям реформы госконтроля, особенно в части дублирования функций. Например, в экологической сфере регулирование осуществляется прямо или косвенно более чем 10 ведомствами, в сфере охраны труда существуют санитарное и трудовое законодательство, прямо конфликтующие между собой по ряду вопросов. В рамках проекта эти противоречия необходимо исключить и попытаться минимизировать количество контрольно-надзорных организаций, исключить дублирование и пересечение контролей, считает он.
По словам Михаила Абызова, позитивным примером здесь является Роструд, который на федеральном уровне смог консолидировать повестку.
Самое главное — это ревизия требований, потому что, как бы не модернизировали контрольные органы, если будет существовать колоссальный объём требований, ничего добиться не удастся, отметила вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.
Бизнес ходит по минному полю. Мы сейчас говорим — вынесите на свои сайты все нормативные требования, которые существуют сегодня. Нам до конца не известны все документы, в которых содержатся требования. Мы крайне рассчитываем на чек-листы, которые заставят инспекторов приходить к нам со строго определёнными требованиями», — сказала она.
В сложившейся ситуации одним из способов выживания малого бизнеса становится коррупция, признала Марина Блудян. Михаил Абызов, в свою очередь, призвал формировать нетерпимость к коррупционным проявлениям внутри предпринимательского сообщества, в противном случае будут создаваться условия для искажения нормальной конкуренции.
Участники встречи также отметили необходимость доведения реформы контроля и надзора до конца, иначе она не будет эффективной. Срок этой работы уходит за горизонт 2018 года, напомнил Михаил Абызов. Контрольные точки — 2021 и 2024 год. Задача на ближайшие полтора года, по словам министра, — получить значимые результаты и заложить систему, обеспечив её неотвратимость и институализировав изменения.
«Мегаинтегратором» для бизнес-сообщества, по словам Михаила Абызова, должен стать экспертно-консультативный совет, регламент его работы планируется подготовить, обсудить и вынести на рассмотрение проектного комитета приоритетной программы в течение 7 дней.
Его состав может меняться, расширяться. Формат его работы должен быть максимально открытым, но при этом предметным, для того чтобы привлекать именно те экспертные и референтные группы, которые по отношению к данным вопросам являются репрезентативными. Он должен организовать наполнение рабочих групп по каждому из проектов соответствующими компетентными экспертами и специалистами», — сказал министр.
Отправить ответ