Основные параметры приоритетной программы по реформе госконтроля были одобрены президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в конце октября, старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию программы в Правительстве, стал министр РФ Михаил Абызов. Детальный паспорт приоритетной программы прошёл обсуждение и получил предварительное одобрение на заседании проектного комитета реформы и, как ожидается, 21 декабря будет рассмотрен президиумом совета.
Михаил Абызов напомнил, что первые шаги по совершенствованию российской контрольно-надзорной системы были предприняты именно на площадке РСПП: в 2012 году совместно с Открытым правительством была проведена работа над законом о промышленной безопасности.
В результате, если раньше, до принятия закона, под госконтролем находилось 290 тыс. особо опасных объектов, то сегодня их осталось немногим больше 8 тыс. Это стало прообразом перехода на риск-ориентированный подход, в рамках которого государственный контроль и надзор концентрируется на объектах повышенного риска. Такой подход является центром проводимой реформы. Три её главные цели — это повышение безопасности граждан и общества, снижение административной нагрузки на бизнес и формирование эффективной системы госконтроля», — сказал Михаил Абызов.
В части снижения административной нагрузки на бизнес — именно этот вопрос беспокоит деловые объединения больше всего, — по словам министра, ощутимые результаты должны быть получены уже в следующем году, а к 2024 году поставлена достаточно амбициозная задача: снизить административную нагрузку на бизнес в 2 раза в части работы контрольно-надзорных органов.
Затраты бизнеса именно на контрольно-надзорные мероприятия не превышают 10%, а 90% неэффективных административных затрат бизнеса — это затраты на исполнение устаревших, дублирующих и уже не актуальных контрольно-надзорных требований, для выполнения которых предпринимателям необходимо проводить инвестиции, в том числе и капитального характера. Требования зачастую противоречивы, а во многом устарели и не соответствуют сегодняшнему уровню развития технологий», — отметил министр.
На следующий год, по его словам, запланирована ревизия требований наиболее затратных для предпринимателей видов контроля: это экологические и природоохранные требования, а также требования, связанные с трудовым законодательством и санитарно-эпидемиологическими нормами. Кроме того, уже в следующем году будут исключены неэффективные и избыточные требования по 5 наиболее массовым видам предпринимательской деятельности: в розничной торговле, общепите, производстве продуктов питания, операциях с недвижимостью и пассажирских перевозках.
В формате общественно-делового совета мы будем открывать окна на период 3–4 месяца для сбора предложений от бизнеса по требованиям, которые бизнес считает на сегодняшний день избыточными», — пояснил Михаил Абызов.
Переход на риск-ориентированный подход также даст результаты уже в следующем году, заявил министр. Целому ряду надзорных органов уже удалось распределить проверяемые объекты по уровням риска и сконцентрировать проверки на наиболее опасных. Примером для других здесь, считает министр, может стать МЧС. Если на 2016 год это министерство планировало 140 тыс. проверок, то на следующий — всего 90 тыс. Сокращение плановых проверок, таким образом, составило около 30%. Однако некоторые надзорные ведомства, по словам министра, всё же выходят с планами, превышающими число проверок 2016 года. Над сокращением их числа будет вестись работа в течение 2017 года.
Важное место в реформе госконтроля займёт профилактика нарушений , отметил министр.
Нам надо переходить от репрессивной формы работы надзорных ведомств к форме сервисной, обслуживающей», — подчеркнул Михаил Абызов.
В 2017 году также начнётся внедрение пилотных практик проверочных листов. Они, как пояснил Михаил Абызов, будут включать в себя тот набор требований, которые касаются высокого уровня риска и потенциального ущерба и которые должны проверяться в первую очередь.
Ещё одно важное направление реформы — информатизация. Контрольно-надзорные органы, как отметил Михаил Абызов, должны перейти на более технологичный уклад, сократив контакты с проверяемыми. Наиболее ощутимых успехов в части информатизации своей деятельности добилась Федеральная налоговая служба.
Российский союз промышленников и предпринимателей готов к самому активному участию в реализации реформы, подчеркнул глава РСПП Александр Шохин.
У нас очень эффективный комитет по надзорно-контрольной деятельности, и я надеюсь, что он будет ядром консолидации для коллег из других деловых объединений. Прежде чем выходить на общественно-деловой совет, мы будем пытаться консолидировать позицию бизнеса», — сказал президент РСПП.
О намерении активно сотрудничать с бизнес-объединениями, в том числе с РСПП, при принятии государственных решений, связанных с улучшением делового и инвестклимата, заявили и другие участники юбилейного съезда: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, первый вице-премьер Игорь Шувалов, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов. В частности, была затронута проблема законодательства о деофшоризации. Михаил Абызов отметил необходимость доработки этой нормативной базы с учётом мнения бизнеса.
Мы проводили дискуссии в открытом режиме на площадке Министерства финансов по деофшоризации. Надо подвести баланс этих дискуссий. На сегодняшний день есть такое ощущение, что те риски, о которых нас предупреждали предприниматели, в целом реализовались. Те замечания, которые высказывались и не нашли отражения в законах, которые приняты, — актуализировались. Поэтому нам необходимо сейчас вернуться к этому вопросу и учесть это при доработке законодательства. Мы заинтересованы, чтобы у нас было меньше случаев, когда крупные промышленники становятся налоговыми нерезидентами», — подчеркнул Михаил Абызов.
Отправить ответ