Реформирование контрольно-надзорной деятельности — один из важных элементов создания благоприятного инвестиционного климата в стране. Благодаря реформе госконтроля, которую курирует министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и в которой самое активное участие принимает Генеральная прокуратура, за 2 года удалось сократить почти на треть число плановых проверок, которым подвергаются предприниматели. Вопросы защиты прав инвесторов в российских регионах обсуждались 21 февраля на оперативном совещании при генеральном прокуроре РФ. Мероприятие прошло в Тульской области — регионе, демонстрирующем наибольшие успехи в части совершенствования работы контрольно-надзорных органов.
Михаил Абызов, выступая на совещании, напомнил, что правительство совместно с регионами и органами прокуратуры реализует проект по реформированию контрольно-надзорной деятельности уже более года. Основные цели этой реформы были определены президентом — повысить безопасность граждан, снизив смертность, травматизм и иной ущерб в 2 раза к 2024 году относительно уровня 2016 года и настолько же снизить уровень административной нагрузки на бизнес. За это время, по словам министра, уже удалось по многим направлениям «развернуть крайне неэффективную, устаревшую и инертную систему госконтроля и заложить основы умного и прозрачного надзора». Важную роль в этом процессе сыграла Генеральная прокуратура, подчеркнул он.
Хотел бы поблагодарить руководство Генеральной прокуратуры и руководителей органов прокуратуры на местах за активное участие в реализации реформы. С моей точки зрения, она была бы в принципе невозможна без участия прокуратуры, которая играет ключевую роль в защите прав и отстаивании интересов предпринимателей. Именно благодаря совместной работе с прокуратурой нам удалось в среднем на треть сократить количество плановых надзорных мероприятий за последние 2 года. Ещё в прошлом году при утверждении плана проверок на 2017 год было более 115 тыс. отклонённых необоснованных заявок. Это свидетельствует о том, что благодаря совместной работе качество планирования федеральными надзорными ведомствами надзорных мероприятий существенно повышается», — сказал Михаил Абызов.
Министр также отметил важную роль прокуратуры в подготовке фундаментального законопроекта о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который 21 февраля рассматривается Госдумой в первом чтении. Документ призван установить единые правила осуществления госконтроля с использованием новых методов и технологий, он разработан правительством совместно с руководителями регионов и с масштабным вовлечением бизнеса.
Органы прокуратуры ежегодно отклоняют порядка трети заявок на проведение внеплановых проверок ввиду их несоответствия требованиям законодательства. В этом, по словам Михаила Абызова, существенный вклад органов прокуратуры в снижение необоснованной, иногда надуманной административной нагрузки на бизнес.
Необоснованные проверки предпринимателей по-прежнему остаются проблемой, считает генеральный прокурор РФ Юрий Чайка. В 2017 году, по его словам, в 5 округах из 25 тыс. предложенных внеплановых выездных проверок почти половина была отклонена в связи с отсутствием оснований для их проведения. По инициативе прокурора 9 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности за нарушения, допущенные при проведении контрольных мероприятий.
На протяжении ряда лет мы последовательно требуем от прокуроров обеспечить принципиальное реагирование на противоправное вмешательство в предпринимательскую деятельность, пресечение фактов коррупции со стороны органов власти, контролёров и правоохранительных органов… Многие прокуроры не приняли необходимых мер для выполнения моего указания об усилении надзора по защите бизнесменов от незаконного уголовного преследования. Так дело не пойдёт. Мы намерены ввести персональную ответственность прокуроров за просчёты по организации надзора в этой сфере», — подчеркнул Юрий Чайка.
Внеплановые проверки представляют собой серьёзную нагрузку для бизнеса, констатировал Михаил Абызов. Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес. Министр выступил за принятие закона (соответствующее поручение президента РФ сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющего соотношение внеплановых проверок в объёме не более 30% от плановых, а также существенно расширяющего полномочия прокуратуры по согласованию внеплановых проверок.
Сегодня органы прокуратуры имеют полномочия по согласованию всего лишь 20% внеплановых проверок. Наша позиция — надо максимально расширить процедуру согласования и уведомления прокуратуры обо всех внеплановых поверках, за исключением видов контроля, связанных с государственной безопасностью и борьбой с терроризмом», — пояснил министр.
Практика показывает, что существенный объём внеплановых проверок проводится по устранению нарушений, ранее выявленных в ходе плановых проверок (42% на федеральном уровне). Это создаёт дополнительное давление на бизнес, указал Михаил Абызов. В этой связи, по его словам, необходимо ввести мораторий на внеплановые проверки устранения нарушений, выявленных в рамках плановых проверок, если эти нарушения не могут нанести серьёзного ущерба и вреда. Информация об устранении нарушений должна предоставляться предпринимателем в виде уведомления и проверяться в ходе плановых проверок, считает министр.
Требует решения, по словам Михаила Абызова, и проблема административных расследований, которыми зачастую подменяются проверки и которые сейчас находятся вне сферы реформы. Они должны быть регламентированы по аналогии с другими видами надзорных мероприятий, полагает он. Предполагается согласование и информирование органов прокуратуры о проведении административных расследований. Совместно с Генпрокуратурой сейчас разрабатывается соответствующий закон, однако ни одно контрольно-надзорное ведомство пока не готово согласовывать с прокуратурой проводимые административные расследования. Надзорные ведомства считают, что в связи с этим они существенно потеряют оперативность и гибкость своих полномочий. Такой подход Михаил Абызов считает надуманным.
Министр также отметил, что до сих пор присутствует практика, когда штрафы за выявленные нарушения служат источником пополнения бюджетов различных уровней. Это приводит к тому, что размер штрафов несоразмерен масштабам бизнеса и фактически приводит к его банкротству.
Необходимо начать работу по ревизии Кодекса об административных правонарушениях в части обеспечения соразмерности наказания, потенциальных угроз и реальных финансовых возможностей проверяемого. Многие статьи КоАП сформулированы очень расплывчато, что не позволяет точно и объективно поставить каждому нарушителю конкретную меру ответственности. Уже сейчас целесообразно со стороны Генеральной прокуратуры и правительства РФ инициировать подробное ранжирование надзорными органами составов нарушений от наименее к наиболее значимым. Такая градация позволит избежать необъективных оценок суммы взыскания, а степень усмотрения со стороны проверяющего существенно снизится», — пояснил Михаил Абызов.
Выездные проверки через 10-15 лет будут практически полностью заменены объективным дистанционным контролем, уверен Михаил Абызов. Такой контроль будет осуществляться на основании индикаторов и профилей риска, использования датчиков, телеметрии, технологий искусственного интеллекта, автоматики, больших данных, технологий сквозной прослеживаемости качества товаров и масштабного вовлечения граждан в выявление нарушений через специальные приложения.
Безусловным приоритетом должна стать цифровизация государственного контроля, создание единого электронного информационного окна взаимодействия проверяющих и проверяемых вне зависимости от того, о каком уровне контроля идёт речь — федеральном, региональном или муниципальном. Это ещё более актуально в свете задач по построению цифровой экономики в РФ. Считаю, что Генеральная прокуратура может и должна стать одним из лидеров по этому направлению, продолжая совершенствовать единый реестр проверок, в том числе внося в него информацию об административных расследованиях, рейдовых осмотрах, контрольных закупках и иных видах контроля, а не только о проверках», — сказал Михаил Абызов.
Этот ресурс, по его мнению, стал своеобразной витриной прозрачной деятельности контрольно-надзорных органов. Он постоянно развивается и ежегодно дополняется новой информацией. Сам бизнес отмечает роль реестра в обеспечении беспрецедентного уровня прозрачности проверочных мероприятий.
Успех реформы госконтроля во многом определяет работа на местах, вовлечённость и постоянное личное участие руководителей регионов, подчеркнул Михаил Абызов. Именно там предприниматели в первую очередь сталкиваются с надзорами. От качества этого взаимодействия зависит состояние инвестиционного климата, уровень деловой активности и степень доверия бизнеса к власти. Тульский регион, по мнению министра, можно смело ставить в пример другим. Число плановых проверок в Тульской области за последние пару лет сократилось на 20%, а количество внеплановых проверок только за первое полугодие 2017 года снизилось более чем на 10%. Более 70% выявленных нарушений были добровольно устранены предпринимателями.
Тульская область в последние годы демонстрирует устойчивый рост экономики, отметил губернатор региона Алексей Дюмин. Индекс промышленного производства в регионе по итогам 2017 года, по его словам, составил 105,6%. Это отражается и на благосостоянии граждан. Зарплата граждан выросла почти на 7%.
Мы понимаем, что бизнес инвестирует в наш регион, и для него должны быть созданы комфортные условия — это наша обязанность. Он должен чувствовать себя защищённым. Эта работа проводится правительством региона совместно с прокуратурой, контрольно-надзорными органами и уполномоченным по защите прав предпринимателей на постоянной основе. Результаты уже есть», — отметил глава региона.
В национальном рейтинге инвестпривлекательности регионов Тульская область второй год подряд занимает 4 место. Общее число проверок бизнеса в регионе сократилось на 39%, внеплановых — на 44%, это один из лучших показателей по России.
Михаил Абызов напомнил, что председатель правительства Дмитрий Медведев на пленарной сессии Российского инвестиционного форума в Сочи — 2018 определил задачу по совместной работе с регионами. Одним из её приоритетов является выстраивание на уровне глав регионов платформы, «точки сборки» по решению вопросов, связанных с реформой контрольно-надзорной деятельности.
В предпринимательском сообществе дают высокую оценку совместной работе Генеральной прокуратуры, Открытого правительства и бизнес-сообщества по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в стране.
Что касается системы контроля и надзора, мы фиксируем огромную работу, которую проводит Открытое правительство. Мы считаем, что это очень удачный формат, поскольку только извне можно как-то реформировать сложившуюся систему контроля и надзора. Это огромное сопротивление, которое преодолевает Открытое правительство вместе с общественным советом, в котором представлены все бизнес-объединения», — отметил президент «Опоры России» Александр Калинин.
На сегодняшний день органы прокуратуры заслужили реальный авторитет со стороны предпринимательского сообщества и руководства регионов как структуры, которые эффективно защищают интересы предпринимателей и являются наиболее объективными.
Конечно, есть куда развиваться, но уже сегодня накоплен положительный опыт, благодаря которому мы сможем совместно перевести карательную систему госконтроля в партнёрский формат», — заключил Михаил Абызов.
Источник: Открытое правительство
Отправить ответ