Реформа госконтроля принесёт практические результаты в ближайшие 2 года

Семинары для контрольно-надзорных органов регулярно проводятся на площадке Аналитического центра при Правительстве в рамках утверждённой в апреле прошлого года «дорожной карты» по реформированию контрольно-надзорной деятельности на 2016–2017 годы. На этот раз перед участниками семинара стоит задача в практическом режиме обсудить, как реализовывать цели и задачи приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», которую президиум Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил в декабре 2016 года. Реформа предусматривает переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизацию обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизацию госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

Несмотря на то, что горизонт программы по многим мероприятиям рассчитан на среднесрочную перспективу — до 2021 и 2024 годов, практические результаты от реализации этого проекта Правительство ожидает в 2017–2018 годах. Это тот фокус, который был поставлен при рассмотрении программы у Председателя Правительства», — подчеркнул Михаил Абызов.

Ход выполнения программы различными ведомствами будет анализироваться в регулярном режиме, чтобы выявить «передовиков» и «отстающих» и своевременно принять корректирующие решения, отметил министр. 12 федеральных контрольно-надзорных органов, которые будут реализовывать проект в первую очередь, президиум уже определил. Это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС — на их долю приходится около 90% контрольно-надзорных мероприятий. До 1 марта эти ведомства должны будут утвердить паспорта, в которых будут сведены все элементы восьми ключевых проектов программы с учётом особенностей и параметров работы этих ведомств.

Но основные параметры и элементы программы должны реализовываться во всей контрольно-надзорной сфере. Это означает, что в ближайшее время будет принят регламент, по которому соответствующие подпрограммы должны быть утверждены ведомствами, которые в первые 12 не вошли. По представлению проектного комитета мы будем раз в квартал анализировать необходимость дополнения этого списка новым составом. Прошу тех представителей контрольно-надзорных ведомств, которые не вошли в этот список, сейчас в срочном порядке принять к реализации основные направления этой программы и начинать формировать свои собственные паспорта», —сказал Михаил Абызов.

До конца февраля каждое из контрольно-надзорных ведомств должно будет разместить на своём сайте исчерпывающий перечень нормативно-правовых актов, которые содержат обязательные требования к поднадзорным объектам по каждому виду контроля и надзора. Эта задача была поставлена в «дорожной карте» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и должна была быть выполнена ещё в октябре 2016 года, напомнил Михаил Абызов. Но не все выполнили эту задачу,и лишь немногие выполнили её качественно, констатировал министр. Он обратил внимание участников семинара на недопустимость подобной ситуации.

Мы говорим про этот проект 2 года. Это не тяжёлая задача, но она не реализована, а кем-то реализована очень некачественно. Вопрос: в чём проблема? У нас проект по пересмотру обязательных требований ведёт Министерство юстиции, которое является головным согласующим ведомством, выпускающим акты. Хочу пообещать ведомствам, которые будут плохо выполнять задачи этой программы: ваши акты через Минюст проходить не будут», — предупредил Михаил Абызов.

Замминистра юстиции Михаил Гальперин, в свою очередь, назвал сферы предпринимательской деятельности и виды контроля и надзора, по которым работа будет вестись в приоритетном порядке в 2017 году. Это розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом и пассажирские перевозки автотранспортом, пожарный надзор, надзор в области промбезопасности, санэпиднадзор, ветеринарный и фитосанитарный, экологический надзор, а также надзор в сфере трудового законодательства и в сфере обращения лекарственных средств.

Важное место в реформе госконтроля будет уделено профилактической работе. Уже по итогам 1 квартала текущего года запланировано проведение публичных мероприятий, на которых представители бизнес-сообщества смогут ознакомиться с информацией о проведённых контрольно-надзорных мероприятиях, типовыми нарушениями и рекомендациями инспекторов, как избежать повторения нарушений в будущем. Это, по словам министра, будет основной осью профилактических мероприятий с широким охватом поднадзорных субъектов и развития работы с ними не в репрессивном, а новом партнёрском формате, который предусматривает совместную работу по предотвращению рисков, а не по наказанию за нарушения. Именно о таком сервисном формате взаимодействия ранее говорил Председатель Правительства Дмитрий Медведев.

До конца апреля, как сообщил Михаил Абызов, необходимо будет существенно продвинуться в работе по использованию проверочных листов при проведении контрольных мероприятий. Из тысячи существующих требований предстоит выделить те, которые обеспечивают защиту от существенных рисков, пояснил министр. Такая практика в том или ином виде уже есть в ряде ведомств, в частности в ФНС, Роструде, Россельхознадзоре, Росфинмониторинге. Существенная работа, по словам министра, должна быть проведена по составлению исчерпывающего реестра поднадзорных субъектов, чтобы распределить их по категориям риска. Такой опыт уже есть — за 2013 год Ростехнадзор распределил 290 тыс. поднадзорных субъектов по 4 категориям риска, в результате только около 9 тыс. подвергаются регулярным проверкам. Теперь эту работу необходимо будет провести всем без исключения надзорным ведомствам, подчеркнул Михаил Абызов.

Важность этой работы отмечают и в Минэкономразвития, которое является ответственным за проект по внедрению риск-ориентированного подхода.

Ключевая задача в части риск-ориентированного подхода — выработка критериев и разбивка объектов на категории. Это задача очень непростая, результатом должно стать формирование плана проверок на 2018 год с учётом риск-ориентированного подхода. Поэтому призываю всех руководителей, если эта работа по каким-то причинам до сих пор не организована, её надо начать», — подчеркнул замглавы Минэкономразвития Савва Шипов.

В рамках реформирования госконтроля также планируется провести структурную оптимизацию контрольно-надзорных органов. И структура, и финансовое обеспечение надзорных органов отличается как от ведомства к ведомству, так и по территориальным подразделениям одного и того же госоргана, отметил Михаил Абызов. Где-то это объясняется объективными причинами, а где-то объяснения представлено не было. Ранее заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак поручил проанализировать основные показатели деятельности территориальных органов и подготовить предложения по оптимизации их структуры, штатной численности и финансирования. Это поручение не было выполнено качественно, работа должна быть продолжена согласно решению решению президиума, сообщил Михаил Абызов.

Речь не идёт о слияниях между контрольно-надзорными органами, — этой задачи сейчас на повестке дня нет. Но это не исключает того, что такие решения могут приниматься в будущем. Сейчас речь идёт о структурной оптимизации в рамках каждого конкретного ведомства, в рамках которой нужно обратить внимание на возможную централизацию кадровых, бухгалтерских, учётных и аналитических функций, которые на сегодняшний день дублируют друг друга на разных уровнях», — пояснил министр.

Некоторые ведомства, например, ФНС и Казначейство, уже провели централизацию этих функций. Предполагается, что высвободившиеся ресурсы должны направляться на повышение оплаты труда инспекторского состава.

Кроме того, вице-премьеры Дмитрий Козак и Сергей Приходько, а также министр РФ Михаил Абызов, согласно поручению президиума Совета по стратразвитию, должны будут в течение 2017–2018 годов обеспечить принятие решений о передаче отдельных контрольно-надзорных полномочий федеральных органов исполнительной власти на уровень субъектов РФ. В течение этого года предстоит с субъектами РФ посмотреть, как реализовывать эту задачу, отметил Михаил Абызов.

Аналитический центр при Правительстве РФ будет осуществлять экспертную и методологическую поддержку контрольно-надзорных ведомств при реформировании их деятельности, отметил замруководителя центра Михаил Прядильников. В частности, планируется создание сайта, который будет полезен участникам программы, и предоставление удобных площадок для обмена мнениями и лучшими практиками.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*