Впрочем, за год доля компаний, отметивших второе по значимости последствие кризиса — неплатежи со стороны контрагентов, увеличилась с 32% до 39%. «Одна из гипотез, почему идет рост неплатежей, это сочетание медленно восстанавливающегося спроса и по-прежнему высокой стоимости кредитования»,— говорит Мария Глухова. Кроме того, следует из опроса РСПП, за минувший год выросло число предприятий, испытывающих трудности с инвестициями и отмечающих снижение спроса. Год назад только 15% компаний заявили о сокращении инвестиционных программ или об их переносе на более поздний срок из-за кризиса, в этом году: уже более четверти — 26%. Снижение спроса острой проблемой для бизнеса назвали 29% опрошенных против 26% годом ранее.
Самая популярная реакция респондентов РСПП на кризис — оптимизация издержек. 86% заявили о планах сокращения расходов — экономить собираются на сырье и комплектующих, на зарплате сотрудников, на услугах (например, на консалтинге). Половина опрошенных компаний собирается дальше реализовывать программы энерго- и ресурсосбережения. Продать непрофильные активы хотят 28% участников опроса, чуть меньше — 26% — намерены прибегнуть к интенсификации, то есть к увеличению выпуска продукции без расширения производства. Повысить цены планируют 8,8% компаний, снизить — 3,5%. Примечательно, что 7% респондентов РСПП заявили, что вообще не сталкивались с проблемами, связанными с экономическим кризисом.
Дарья Николаева
Отправить ответ