Аналитическая записка «Влияние плановых прокурорских проверок на деятельность организаций» Владимира Кудрявцева, Дмитрия Скугаревского и Кирилла Титаева из ИПП ЕУ составлена по данным 111 тыс. компаний из шести регионов РФ (Брянская, Ивановская, Свердловская области, Мордовия, Удмуртия, Приморский край) и «Единого реестра проверок» Генпрокуратуры с 2010-2011 по 2014 год (всего 253 тыс. проверок за три года). Значительная часть проверок, о которых есть сведения, осуществлялась в отношении государственных или муниципальных организаций и предприятий. Показатели компаний ИПП брал из российской базы Ruslana общей базы данных Orbis компании Bureau van Dijk (содержит данные 150 млн компаний в 90 юрисдикциях). В ИПП проверяли гипотезу об отрицательной связи между проверками и результатами экономической эффективности компаний в год проверки для четырех типов предприятий: средней компании, малого бизнеса (20 работников, активы в 20 млн руб.), крупного бизнеса (2 тыс. работников, активы в 2 млрд руб.) и компании, ведущей деятельность четыре года (напомним, плановые проверки проводятся в РФ с частотой раз в три года).
Данные ИПП показывают, что факт проверки среднего предприятия связан с уменьшением его доходности на 0,42 процентного пункта. Выездные проверки достоверно сильнее связаны со снижением доходности (напомним, речь не идет о проверках ФНС), а само количество контрольных мероприятий в год нелинейно связано со снижением доходности. Если первая проверка ассоциируется со снижением маржи компании с 7 до 6,6%, вторая — со снижением до уровня чуть выше 6%, то третья — с более сильным снижением примерно до 5,2%.
Для крупных предприятий связь проверок и маржи прибылей не показана, а для компаний малого бизнеса она выражена несколько сильнее. Данные по внеплановым проверкам ИПП не анализировал. Исследование же имеющихся данных о плановых проверках компаний в сценарии «четыре года работы» методом инструментальных переменных позволяет предположить, что влияние проверок на прибыли таких компаний сильнее — но, возможно, этот инструмент невалиден.
Достоверных данных о том, проверки какого именно ведомства сильнее влияют на маржу прибыли предприятия, нет — но есть предположения о таком влиянии со стороны Роспотребнадзора, Россельхознадзора и «иных органов» (ситуация, в которой точно идентифицировать данные о проверяющем органе нельзя). Отметим, работа ИПП ЕУ опубликована как раз в разгар «проверочных» проблем самого Европейского университета — его лицензия в декабре приостанавливалась по итогам проверок Рособрнадзора. В ИПП говорят, что это случайное совпадение — исследование было плановым.
Работа ИПП также фиксирует неполноту открытых данных Генпрокуратуры о проверках бизнеса и несистемность заполнения данных о проверках. Так, выявлено более 100 способов обозначения в прокурорских данных выездных проверок — и явная неполнота данных за 2015-2016 годы: в открытых данных реестра есть данные чуть более чем о 800 тыс. проверок за этот период, ИПП ЕУ цитирует заместителя генпрокурора Александра Буксмана, сообщавшего, что только за 2015 год в РФ проведено 1,3 млн одних внеплановых проверок. В целом за два года, по мнению ИПП, в базе должны быть данные о 4 млн проверок, т. е. база содержит в открытой части информацию лишь о 20% проверок последних лет.
Дмитрий Бутрин
Отправить ответ