Владимир Путин подписал готовившийся два года Федеральной антимонопольной службой (ФАС) указ о национальном плане развития конкуренции. Проект, с которым также работало «Открытое правительство», стал менее радикален и более технологичен.
Наиболее жесткая идеологема в нем — присутствие на любом конкурентном рынке не менее трех компаний, одна из которых должна быть частной. Указ, подписанный 21 декабря, уже заведомо не войдет в список новых программных майских указов или их аналогов после выборов 2018 года.
Владимир Путин 21 декабря подписал указ о развитии конкуренции, который правительство готовило на протяжении двух лет. ФАС пришлось дорабатывать проект указа из-за возражений администрации президента (см. “Ъ” от 16 октября), а до того — коллег по Белому дому и бизнеса (см. “Ъ” от 2 и 7 ноября 2016 года). Большинство спорных инициатив службы в процессе были сняты или смягчены, основные идеи Белого дома поддержаны.
Основными принципами проконкурентной госполитики названы сокращение доли госкомпаний в экономике, обеспечение свободы экономической деятельности, поддержка развития малого и среднего предпринимательства, учет развития конкуренции в госинвестициях.
Масштабный график принятия и внесения правительством различных законопроектов является частью указа — важнейшими из них являются, видимо, законы о запрете создания новых ГУПов на конкурентных рынках и об отказе от покупки рыночных компаний государством, о сокращении доли ГУПов и МУПов на рынке ЖКХ и увеличении долей частных компаний в системе ОМС в здравоохранении, о принципах тарифной реформы (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). Отдельно на 2018 год заявлен новый подход к определению списка госкомпаний, инвестпрограммы которых контролирует Белый дом. Среди выпавших из планов ФАС пунктов — это в первую очередь намерения ведомства Игоря Артемьева согласовывать инвестпрограммы госмонополий и усиление роли в антимонопольной деятельности Генпрокуратуры, при этом само ведомство несколько расширит свои полномочия (см. подробнее «Ъ-Онлайн»). При этом из документа практически исчез предлагавшийся ранее дух «кампании за конкуренцию» — например, предложение активно освещать борьбу с монополистами на федеральных телеканалах.
Особой жесткости в практической реализации планов развития конкуренции не ожидается. Так, предложения об ограничении закупок у единственного поставщика госзаказчиками и госкомпаниями будут обсуждаться лишь в апреле 2019 года или позже. Отметим, подписание указа до выборов 2018 года можно в какой-то мере считать неудачей ФАС — наличие такого документа в списке новых майских указов в 2018 году существенно усилило бы его значение.
Олег Сапожков Дмитрий Бутрин
Источник: Газета «Коммерсантъ»
Отправить ответ