Минэкономики подготовило масштабный доклад о состоянии лицензирования в 2018 году с анализом текущей практики и возможностей ее совершенствования в рамках общего пересмотра принципов контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и подготовки «регуляторной гильотины». Хотя лицензирование позволяет предотвратить «некоторое количество» случаев причинения ущерба охраняемым ценностям, остановить рост числа нарушений оно не способно, а для некоторых видов деятельности и вовсе не нужно, полагают в ведомстве.
Как отмечается в документе (есть у “Ъ”), задача лицензирования — предотвращение ущерба «правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия… обороне и безопасности». В то же время лицензированию подлежат и виды деятельности, где «риск причинения указанного ущерба, как правило, отсутствует», указывают в ведомстве. Основной нормативный документ в этой сфере — закон 99-ФЗ, устанавливающий список из 52 видов деятельности, требующих получения лицензии, еще 14 видов (атомная, космическая деятельность, производство и оборот спиртосодержащей продукции, финансовая и страховая деятельность и др.) прямо выведены из-под его действия, не упомянуты в законе также приобретение оружия, недропользование, внешняя торговля и внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями.
При этом специальные нормы лицензирования имеют «существенные и, чаще всего, неоправданные несовпадения» с базовым законом: необходимо сделать его универсальнее, распространив на всю лицензионную деятельность, полагают в Минэкономики.
Там также отмечают стабильное уменьшение общего числа действующих лицензий в последние три года: по сравнению с 2017 годом их число сократилось еще на 0,1% до 620,5 тыс. (новых было выдано 52,7 тыс.). При этом 62% лицензий приходится на пять сфер: образование, медицину, розничную торговлю алкоголем, работы с противопожарными системами и фармацевтику. В 12 видах деятельности число лицензиатов не превышает 100 (включая производство этилового спирта, хранение и уничтожение химоружия, пассажирские железнодорожные перевозки и азартные игры) — и с учетом того, что в них и без того осуществляется тщательный госконтроль, лицензирование для них может быть отменено в рамках «регуляторной гильотины», считают в Минэкономики.
Доклад констатирует, что электронная форма обращений за лицензиями «не получила широкого распространения» — она осуществляется по усмотрению заявителей, в 2018 году ею воспользовались 8,4% против 5,5% в 2017 году. Но Минэкономики уже внесло в Госдуму законопроект о переходе к реестровой модели лицензирования, закрепляющий отказ от бумажных лицензий в пользу электронных записей в общедоступных реестрах (см. “Ъ” от 24 декабря 2018 года).
Надежда Краснушкина
Отправить ответ