Как стало известно «Ъ», проект «дорожной карты» по реформе контрольно-надзорной деятельности (КНД) госорганов до конца этой недели будет доработан на совещаниях в Белом доме — по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева он должен быть внесен в правительство до 1 апреля (см. «Ъ» от 10 марта). Проект, как и таблица разногласий министра по делам «Открытого правительства» Михаила Абызова и Минэкономики по нему, есть в распоряжении «Ъ». Из документов следует, что крупных разногласий по сути самой реформы у разработчиков больше нет, как и значимых вопросов по срокам исполнения ее «подготовительных» пунктов в 2016 году. Стороны расходятся в основном в технологии исполнения «дорожной карты» в 2016-2017 годах и в определении ответственных исполнителей. Кроме того, Минэкономики указывает, что исполнять «дорожную карту» с предложенной Михаилом Абызовым интенсивностью не всегда возможно в условиях 10%-ного сокращения кадров министерства: может просто не хватить чиновников.
Вчера на конференции по устранению административных барьеров в ходе Недели российского бизнеса замглавы Минэкономики Олег Фомичев подтвердил, что ведомство планирует доработать проект закона о КНД, который не будет рамочным, в апреле-мае 2016 года — с тем, чтобы в июне, в конце весенней сессии, он мог быть принят Госдумой.
Работу над законопроектом по поручению главы аппарата правительства Сергея Приходько ведет межведомственная рабочая группа под руководством Михаила Абызова. При этом закон о КНД, принятие которого будет частью «дорожной карты», как предполагается, не будет иметь «рамочного» характера и будет согласован с основными мероприятиями «карты» — в частности, он предполагает унификацию методов, способов и форм реализации КНД и показателей эффективности работы госструктур в этой сфере. По данным «Ъ», последние девять месяцев структуры «Открытого правительства» и бизнес-объединения готовили «дорожную карту» совместно, а часть их, как Торгово-промышленная палата, уже согласовали проект полностью. Глава ХК «Металлоинвест» Андрей Варичев, курирующий тему в РСПП, представил вчера на конференции доклад о КНД, уже созданный в логике реформы,— документ сконцентрирован на обязательных требованиях к бизнесу и на риск-ориентированном подходе при проведении госконтроля.
Таким образом, одна из самых «тяжелых» реформ, дискуссии о которой велись правительством с середины 2000-х и практическая подготовка к которой началась в очередной раз в 2015 году, имеет все шансы стартовать крайне быстро. «Дорожная карта» предполагает, что комиссия правительства по админреформе создаст подкомиссию по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций ФОИВ — она будет вести мониторинг исполнения плана. На первом этапе реформа будет выглядеть как подготовка к переходу с 2017 года на новую систему КНД нескольких ведомств — в том числе МЧС, Роструда, Роспотребнадзора и Роскомнадзора. Они должны будут определить схему отнесения проверяемых юрлиц и физлиц к классам или категориям риска (опасности) и единые для всех виды, частоту и способы надзора и контроля, применяемые к ним в зависимости от категории. Одновременно все федеральные ведомства должны будут создать общий реестр госфункций, реализуемых в КНД, и способов ведения контроля. В едином реестре проверок юрлиц и физлиц невозможно будет зафиксировать «нестандартную» проверку. Новшеством «дорожной карты» будет фиксация в КоАП (еще до появления разрабатываемой новой версии кодекса) принципа обязательного «первого предупреждения» (без наложения штрафа и прочих санкций) по большей части нарушений регулятивных норм. В 2017 году, когда закон о КНД уже будет действовать, предполагается перевод на унифицированную систему всех федеральных проверяющих, затем — региональных и муниципальных. Как и многие последние реформы Белого дома, реформа КНД во многом основана на идеях «электронного правительства» и IT-интеграции деятельности ведомств.
Хотя за бортом «дорожной карты» осталась часть дерегуляционных инициатив бизнеса, в случае успешной ее реализации по крайней мере некоррупционная часть деятельности госорганов будет на порядок более предсказуема. За бортом «дорожной карты» (кроме ФНС, ФТС и ЦБ) остается главный госорган, призванный осуществлять в РФ контроль за соблюдением законности,— Генпрокуратура. Кроме того, правительству придется актуализировать подзаконные акты, обязательные к исполнению бизнесом. Как выяснилось при работе над «дорожной картой», при 130 видах госконтроля и 2 млн проверок ежегодно ведомства сейчас не в состоянии представить в краткие сроки даже исчерпывающий список нормативных актов, которым их поднадзорным необходимо соответствовать.
Дмитрий Бутрин
Отправить ответ