Чуйченко: «Важно чтобы контрольно-надзорные органы поняли, что по-старому жить нельзя — предстоит новая жизнь»

«Важно чтобы контрольно-надзорные органы поняли, что по-старому жить нельзя — предстоит новая жизнь».

Такое заявление заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства РФ  Константин Чуйченко сделал на сессии «Регуляторная Гильотина. Новый взгляд на старые требования» в рамках ПМЭФ-2019.

Публичная дискуссия специалистов во время сессии была посвящена обсуждению опубликованного проекта закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Участники дискуссии, среди которых были создатели законопроекта, рассказали об его основных чертах.

Так, новый законопроект вводит понятие, признаки и действие «обязательного требования» как правового института.

Создатели законопроекта подчеркнули, что самый важный принцип, который будет применяться к обязательным требованиям — риск-ориентированный подход.

Обязательные требования предлагается разбить на три категории — требования, связанные с высоким, средним и низким риском социальной опасности.

«Это должно быть увязано с последствиями нарушения таких обязательных требований. И важно, что реформа «регуляторной гильотины» осуществляется одновременно с работой по подготовке нового Кодекса об административных правонарушениях»,  — отметил  Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Савва Шипов.

Предполагается, что за нарушение обязательного требования высокой степени риска для предпринимателя наступает административная ответственность, при нарушении обязательного требования отнесенного к средней категории риска выдается предписание,  при невыполнении которого наступает административная ответственность.

А  при нарушении требований низкой категории ответственности законодатели предлагают давать рекомендации, которые предприниматель будет выполнять без каких-либо санкций.

«Не надо защищать общество от хозяйственных, внутрихозяйственных, корпоративных рисков. Надо защищать там, где есть риск жизни, здоровью, риск существенного материального, культурного или какого-то иного вреда», — подчеркнул заместитель руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Юрий Любимов.

Отдельная статья закона будет посвящена выбору способа снижения социально-опасного риска, среди которых названы лицензирование, повышение ответственности, постоянный или временный контроль.

Кроме того, законопроект разделяет обязательные требования на федеральные, региональные и муниципальные.

Законопроект позволит выделить объекты, защищаемые обязательными требованиями, что поможет ограничить необходимость проверки.

Отдельные статьи законопроекта посвящены руководствам для предпринимателей по соблюдению обязательных требований.

«Мы хотим разграничить то, что должно обязательно соблюдаться и соответственно проверяться, и то, что описано в акте как оптимальная технология, которой предприниматель может следовать или не следовать», — сказал Юрий Любимов.

«Ранее каждое ведомство само формировало эти обязательные требования, а потом само осуществляло контроль по ним. Мы исходим из того, что так быть не должно, когда ведомство само себе правила игры формирует, а потом осуществляет контрольно-надзорные действия по этим правилам», — отметил заместитель Председателя Правительства РФ – руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации  Константин Чуйченко.

Законодатели считают, что при установлении новых обязательных требований в их обсуждении обязательно должны принимать участие представители предпринимательского сообщества.

Предлагается также ввести четкие даты вступления в силу документов, связанных с введением новых обязательных требований, и установить длительность срока их вступления в силу не менее чем полгода.

Кроме того, по мнению разработчиков закона, необходимо ограничить срок действия обязательных требований во времени на пять лет, после завершения которого каждое из них должно проходить проверку актуальности.

Предлагается предусмотреть схему принятия решения, на которую могли бы ориентироваться суды при возникновении конфликта между регулирующими нормативными актами различных инстанций. В это случае будет действовать акт большей юридической силы. Если два акта будут иметь одинаковую юридическую силу, то решающую роль будет иметь акт принятый в более поздний период.

«Важно чтобы контрольно-надзорные органы поняли, что по-старому жить нельзя — предстоит новая жизнь. Наша задача — не убить плохое старое, а создать хорошее новое. Задача найти золотую середину между соблюдением законных интересов граждан и контрольно-надзорной деятельностью, чтобы не убить бизнес, и обеспечить нормальное функционирование не только для бизнеса, но и для всех проверяемых, к числу которых относятся и больницы, школы, различные учреждения, которые тоже находятся по прессом надзорных органов», —  подчеркнул  Константин Чуйченко.

В дискуссии принял участие председатель Комитета разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Варичев.

«Мне отрадно, что  изменения идут «сверху», и они предложены Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Я убежден, что контроль, надзор и правила нужны, а вот дублирование — не нужно. Поэтому необходимо быть готовыми к переходу на декларативный метод.  И многие контролирующие органы готовы к этому, в частности, о своих намерениях переходить на такие методы контроля и надзора заявляют  Ростехнадзор, Росприроднадзор», — сказал он.

Андрей Варичев подчеркнул также, что представители и члены Союза готовы активно участвовать в обсуждении законопроектов, принимаемых в рамках реформ «регуляторной гильотины».

В феврале 2019 года Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным по итогам его послания Федеральному Собранию была поставлена задача по радикальному пересмотру обязательных требований, которые предприниматели и государственные компании должны соблюдать в рамках своей деятельности. Многие из таких обязательных требований устарели и не пересматривались уже более 20 лет.


Механизм «регуляторной гильотины» позволит исключить избыточное и неэффективное регулирование. Работа по пересмотру российского законодательства будет проводиться с участием широкого круга лиц – представителей предпринимательского, научного и экспертного сообществ. Анализ международного опыта применения метода «регуляторной гильотины» позволяет сделать вывод о том, что методология проведения подобной реформы является фактически единой.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*