Будущее госуправления — в цифровизации и развитии электронных сервисов

Культуру открытого госуправления в России ещё только предстоит сформировать, для этого нужна глубокая вовлечённость первых лиц министерств и ведомств. Будущее госуправления — в цифровизации и развитии электронных сервисов. Такое мнение высказал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе сессии «Будущее открытого и цифрового государственного управления», которая состоялась 15 февраля в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи — 2018. Участники сессии поделились своим видением того, какие недостатки есть на сегодняшний день в государственном управлении, каким должен быть идеальный управленец и что нужно изменить, чтобы государство стало открытым. В мероприятии приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минкомсвязи Николай Никифоров, министр труда и социальной защиты Максим Топилин, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, губернатор Пермского края Максим Решетников, руководитель ВЦИОМ Валерий Фёдоров.

По данным ВЦИОМ, порядка 35% россиян считают, что за последние 3 года произошло движение к открытости органов власти, и лишь 9% полагают, что произошло обратное движение. Примерно 39% считают, что ничего не изменилось, а 17% затруднились ответить. Самым важным маркером открытости органа власти, по мнению граждан, является отсутствие коррупции, кроме того, важна возможность прийти на личный приём.

Очевидно, восприятие открытости органов власти тесно связано и с оценкой эффективности их работы, и с доступностью для граждан информации об их работе, и с расширением спектра услуг органов власти и удобством их предоставления, в первую очередь в электронном виде. Запрос на открытость власти не снижается, аппетит пришёл во время еды. При этом формы этого запроса становятся всё более продвинутыми. Запрос на открытость касается всех уровней, особенно он выражен на уровне муниципальной власти. Магистральным направлением развития взаимодействия является взаимодействие электронное — через сайты и мобильные приложения органов власти», — отметил руководитель ВЦИОМ Валерий Фёдоров.

По мнению Михаила Абызова, для повышения открытости госструктур сделано многое, но «больше не удалось, чем удалось». Свою собственную работу в этой части он оценивает критически — на «два с плюсом» или «три с большим минусом». В частности, по его словам, зачастую игнорировалась необходимость обсуждать фундаментальные решения правительства и консультироваться с соответствующими группами интересов. Принятие правительством закона о реорганизации РАН без обсуждения с заинтересованными сторонами стало для министра «шоком и потрясением». В то же время многого удалось достигнуть. В частности, информация о работе ведомств стала более доступной и понятной. Но предстоит ещё длительная работа по формированию самой культуры открытого госуправления, подчеркнул Михаил Абызов.

Открытое госуправление, открытое государство крайне чувствительно к политическому спонсорству и персональной вовлечённости первых руководителей ведомств. Без их заинтересованности, готовности раскрыть чек для каждого человека, понимая, сколько можно потом получить негатива, — без этого открытого госуправления не существует. Это вопрос совсем иной культуры. Культура открытого госуправления ещё не сформирована, её невозможно сформировать быстро. У меня нет по этому поводу глобального разочарования, нужно продолжать работать. Такая работа требует ежедневной вовлечённости первых лиц. Если это не стало их повесткой дня, если это отдано на уровень рядовых исполнителей, это не будет работать», — сказал министр.

Будущее открытого госуправления, по мнению Михаила Абызова, будет трансформировано в цифровые технологии, удобные сервисы, удобные режимы коммуникаций между гражданами и государством. Государство на сегодняшний день является хранителем и распространителем более 75% всей информации. Пока государство и госуправление не станет цифровым, никакой цифровой экономики не будет, предостерёг он. Сопротивление госорганов раскрытию данных, по мнению министра, станет одним из вызовов, с которым предстоит столкнуться новому составу правительства. В качестве примера такого сопротивления он привёл реакцию Минстроя на предложение Совета по открытым данным раскрыть в машиночитаемом виде стоимость коммунальных услуг для домохозяйств. Министерство отказалось от этого, опасаясь негативной реакции со стороны граждан на разницу тарифов в соседних регионах. Но эта информация даёт возможность инвесторам понять, где есть резерв по энергоэффективности и где инвестиции дадут отдачу.

Цифровая экономика в основе своей имеет «цифру», она не может быть написана на бумажке. «Цифра» возможна только в формате открытых данных. Нет открытых данных — нет топлива для цифровой экономики», — подчеркнул Михаил Абызов.

В качестве позитивного примера открытости власти он привёл инициативу главы Пермского края выдавать жителям региона чеки со сведениями о бюджетных средствах, которые были потрачены на их нужды.

Максим Решетников обозначил ряд проблем в части открытых данных. В регионах иногда бывает сложно узнать даже перечень бюджетных учреждений из-за того, что справочники носят закрытый характер. Кроме того, существует разрыв между сервисами и внутренними процессами ведомств: чиновники всё больше декларируют открытость людям, а процессы всё менее адекватны этим вызовам. Интеграция внутренних систем требует всё больших ресурсов, добавил глава Пермского края.

Алексей Кудрин, в свою очередь, напомнил, что ранее приветствовал создание Открытого правительства. Он высоко оценил объём работы, проделанной Михаилом Абызовым, однако констатировал, что от реального «открытого правительства» мы пока далеки, а министерства и ведомства не торопятся открывать свои данные. Он считает необходимым присоединение России к Международной хартии открытых данных. Цифровизация, по мнению Кудрина, позволит также минимизировать коррупционные проявления в госорганах. Вся работа по цифровизации госуправления должна быть сконцентрирована в едином центре государственного управления, который необходимо создать при премьер-министре или на базе какого-либо министерства, полагает экс-министр финансов.

Идею централизованной политики в области цифровизации поддержал и Николай Никифоров. В то же время он подчеркнул, что в части перехода ведомств на «цифру» уже сделан «драматический рывок»: 54 из 82 органов власти в открытой части документооборота перешли к электронномуформату.

Цифровизация осуществляется и в сфере трудовых отношений и социальной политики. По словам главы Минтруда Максима Топилина, к концу 2018 года планируется подготовить законопроект об электронной трудовой книжке. Уже создан реестр инвалидов и единая система социального обслуживания. Ещё несколько лет — и все процессы в социальной сфере перейдут в цифровую среду, уверен министр. Михаил Абызов, в свою очередь, посетовал на отсутствие единого навигатора по мерам социальной поддержки, на которые могут рассчитывать граждане. Он напомнил, что одна из главных целей цифровизации —удобство сервисов для граждан.

Говоря о дальнейшем совершенствовании системы госуправления в целом, вице-премьер Аркадий Дворкович выразил мнение, что вице-премьеры в идеале должны управлять проектами, а не разрешать противоречия между ведомствами.

Я считаю, что вице-премьеры в идеале должны иметь другие функции — они должны управлять проектами, а не быть инструментом согласования тех позиций, по которым есть разногласия. У нас, к сожалению, нет в нынешней системе работы иного механизма разрешения противоречий между министерствами и ведомствами, кроме как институт вице-премьеров. Но на это уходит 75-80% времени», — сказал он.

Отвечая на вопрос Михаила Абызова, была бы лучше жизнь, если бы вице-премьеров не было, Аркадий Дворкович ответил, что «в нынешней системе координат — лучше бы не было, а в другой системе координат они должны делать другие вещи».

Николай Никифоров, в свою очередь, отметил, что вся система федеральных органов власти является заложникомтех регламентов, которые чётко прописаны.

Возможно, в регламентах нужно что-то комплексно пересмотреть, чтобы в рамках имеющихся ресурсов тот или иной орган власти имел больше полномочий. Множество согласований, времени и документооборота направлено не на созидательный процесс реализации конкретного проекта и достижение результата, а на взаимное снятие разногласий», — считает глава Минкомсвязи.

Реформа государственного управления должна стать приоритетной задачей для нового правительства, считает Алексей Кудрин. Одним из её компонентов должно стать стратегическое управление. Для этого нужно утвердить стратегию развития страны с чёткими КПЭ, подчеркнул он.

Участники сессии обсудили и то, какими качествами должен обладать идеальный министр будущего. Это активность, креативность, честность и умение работать в команде.

 Источник: Открытое правительство

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*