Госдума приняла во втором и третьем чтениях поправки к закону 2008 года о защите прав предпринимателей — он регулирует проверки МЧС, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Роструда, но не распространяется на две трети видов контроля: таможенный, валютный, банковский, страховой и антимонопольный. Ряд вошедших в поправки норм — о профилактике нарушений и контрольных закупках — ранее публиковался в проекте базового закона о контроле и надзоре. Он, напомним, должен был быть внесен в Белый дом к 1 июля, однако правительство отправило его на доработку (см. «Ъ» от 10 июня).
Часть документа, посвященного контролю и надзору, в законопроект по иной тематике перенес глава комитета по экономической политике Анатолий Аксаков — но и сам депутат, и Минэкономики сообщили «Ъ», что сделано это по инициативе Белого дома. На этой неделе ожидается рассмотрение проекта в Совете федерации, сказал «Ъ» господин Аксаков. Суть поправок, которые торопит к принятию Белый дом,— составление закрытого перечня видов контроля и надзора, вне которых проверки будут невозможны. Вопрос о проверке обязательных требований, содержащихся в актах РСФСР и СССР, в документе обойден — проект требует соблюдения только тех из них, обязательность проверки которых подтверждена законодательством РФ. Впрочем, по данным «Ъ», сам вопрос об устаревших требованиях еще будет обсуждаться при доработке базового закона — в РСПП рассчитывают на полный отказ от контроля исполнения нормативных актов СССР и РСФСР и обязательных требований, не включенных в закрытые перечни по каждому виду контроля.
Поправки вводят также новый вид внеплановых проверок — контрольные закупки (их можно будет проводить в том числе в интернете, реализован механизм может быть уже во второй половине 2016 года). Появится и возможность контроля без взаимодействия с проверяемыми — речь идет о наблюдении за состоянием электрических и газовых сетей, коммуникаций ЖКХ, рекламы и т. д. При этом внеплановые проверки по анонимным жалобам запрещаются, а чиновники будут обязаны проверять материалы жалоб до начала проверки. Вводятся и новые технические понятия — проверочные листы требований и индикаторы риска нарушений, которые будут использоваться при проверках. В целом же документ закрепляет приоритет профилактики — предупреждений бизнесу при первом неопасном нарушении — и обязывает чиновников публиковать требования и выступать с разъяснениями (механизмы этой работы ведомствам еще предстоит описать). В Минэкономики ждут, что поправки снизят давление на бизнес.
Впрочем, бизнес оптимизма ведомства не разделяет — норма о контрольных закупках вызвала резкие возражения «Опоры России», рассказала «Ъ» вице-президент объединения Марина Блудян, отметив, что общее число проверок из-за них вырастет. Впрочем, сейчас контрольные закупки «вовсю практикуют все кому не лень», отмечает член экспертного совета при правительстве Илья Ломакин-Румянцев. В Минэкономики успокаивают: проведение таких мероприятий будет ограничено торговлей и сферой услуг, их должны будут согласовать с прокуратурой, а информация должна будет вноситься в единый реестр проверок.
В РСПП с этим согласны, рассказал вице-президент союза Александр Варварин, но там видят риски в появлении двух новых оснований для внеплановых проверок — при высоких показателях индикаторов риска и выявлении нарушений при контроле без взаимодействия с проверяемым. «Многое будет зависеть от того, что будет закреплено в положениях»,— подчеркивает он. В «Опоре России» полагают, что спешно принятые поправки не будут работать и спровоцируют рост внеплановых проверок бизнеса.
В бизнес-объединениях ждут, что положения исправленного 294-ФЗ войдут в новый готовящийся закон о контроле и надзоре — до 1 августа Минэкономики должно повторно внести его в правительство (см. «Ъ» от 10 июня).
Софья Окунь
Отправить ответ