Индекс административной нагрузки на бизнес в 2018 году составил 54,2 балла, что на 3,3% ниже показателя базового замера (56,1 балл), установленного в декабре 2017 года. Данный индекс – один из показателей приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», который рассчитывается Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Индекс строится на основании социологического исследования представителей бизнес-сообщества. В 2018 г. в 85 субъектах Российской Федерации было опрошено 8638 респондентов в соответствии с репрезентативной выборкой.
Меньше всего нагрузку со стороны контрольно-надзорных органов, как и в прошлом году, ощущают представители малого бизнеса (особенно микропредприятия). При этом оценки всех категорий бизнеса за год значительно сместились к среднему уровню. В малых и крупных предприятиях — за счет того, что значительная часть тех, кто оценивал уровень нагрузки как высокий «смягчил» свои оценки до средних. В средних предприятиях — значительно уменьшилось число тех, кто ранее называл нагрузку низкой.
При этом временные затраты предприятий на взаимодействие с одним контролирующим органом в год в среднем снизились на 9,6 %, хотя крупные предприятия по-прежнему тратят почти в 1,5 раза больше времени на взаимодействие с одним КНО, чем малые.
Увеличилась доля позитивных оценок со стороны бизнеса в части подготовки к проверкам, информированности о требованиях, подготовки и сдачи отчетности, профилактики и устранения нарушений и профессионализма сотрудников. В частности, выросло число предпринимателей, позитивно оценивших свой опыт взаимодействия с Рострудом, Ространснадзором, Росздравнадзором и Росприроднадзором при подготовке к проверкам. Также в позитивном ключе было отмечено качество профилактической работы со стороны МЧС России, ФАС России, Ростехнадзора, Росприроднадзора, ФНС России и МВД России.
Исследование показало, что за текущий год заметно окрепло представление предпринимателей о КНД как о деятельности, имеющей высокую социальную значимость – выросло число опрошенных, которые указывают в числе целей государственного контроля защиту общества от недобросовестного бизнеса, профилактику нарушений и осуществление государственной поддержки.
Индекс рассчитывается как сводный, так и для каждого участника реформы по-отдельности. «Уровень административной нагрузки по большинству КНО (8 из 12) снизился в среднем на 11,4%, однако отдельные органы демонстрируют негативную динамику», — рассказал руководитель проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Михаил Прядильников.
Напомним, в соответствии с планом, утвержденном в паспорте приоритетной программы, снижение сводного индекса административной нагрузки в 2018 году было заложено на уровне 10%. «Индекс строится на опросе предпринимателей и потому очень чутко реагирует на изменения в уровне административной нагрузки на бизнес, – пояснил один из разработчиков исследования, заместитель руководителя проектного офиса по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности Тумун Цыдыпов. – В 2017 году начался сдвиг в сторону преобладания внеплановых проверок, которые приносят больше хлопот. По данным Минэкономразвития России доля внеплановых проверок в 2017 г. в общем объеме проверок выросла до 69% в (по сравнению с 59% в 2015 г.). При этом, необходимо принимать во внимание период проведения опроса: май – июль 2018 г. В это время, например, в связи с проведением чемпионата мира по футболу и соответствующими повышенными мерами безопасности, поручениями Правительства и указаниями органов прокуратуры было увеличено число проверок, включая внеплановых, со стороны ряда контрольно-надзорных органов. В первую очередь, они касались пожарной безопасности, мест массового пребывания людей, транспортной инфраструктуры, питания и размещения. Индекс на это отреагировал и административная нагрузка со стороны соответствующих органов (МЧС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и др.) была оценена как возросшая».
Индекс служит аналитическим показателем Программы, методика утверждена в 2017 г. Индекс рассчитывается на основе опроса предпринимателей, проводимого ежегодно совместно с ФСО России. При расчете учитывается нагрузка на разные типы бизнеса (малый, средний и крупный) в привязке к их вкладу в ВВП.
Источник: Контроль-надзор.рф
Отправить ответ