РСПП провел форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: перспективы развития».

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел форум «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: перспективы развития». Организатором мероприятия выступил Комитет РСПП по надзорной и разрешительной деятельности.

Основными вопросами для обсуждения стали взаимодействие предпринимательского сообщества и государства в совершенствовании контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, развитие систем управления рисками, меры по расширению системы профилактики нарушений, цифровизация контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, практика применения механизма формирования и оценки обязательных требований.

Открывая Форум, президент РСПП Александр Шохин отметил, что в последние годы в области контрольно-надзорной деятельности проделана большая работа и достигнуты хорошие результаты. Предприниматели отмечают снижение уровня административного давления. Достигнут серьёзный сдвиг в сторону профилактических мероприятий.

«Работа, проведенная Правительством, Минэкономразвития, федеральными органами исполнительной власти по масштабному пересмотру обязательных требований в рамках регуляторной гильотины высоко оценивается бизнес сообществом. Важно продолжить работу по пересмотру избыточных и устаревших обязательных требований», – сказал Александр Шохин.

Председатель Комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Валерий Казикаев представил Аналитический доклад за 2023 год, подготовленный Комитетом и НИУ «Высшая школа экономики».

В докладе сформулированы основные направления эволюции контрольно-надзорной деятельности с учетом работы Правительства РФ в этой области, включая принятую недавно Концепцию совершенствования контрольно-надзорной деятельности до 2026 года.

«Часть предложений в Докладе касается активно развивающихся тенденций. Например, уже находятся в фокусе Правительства массовое внедрение индикаторов риска как наиболее адекватного основания для проведения внеплановых проверок, а также фактическая замена плановых проверок на профилактические визиты, – отметил Валерий Казикаев. – Проведённая под руководством Правительства по сокращению сроков и упрощению процедур предоставления различных разрешений и лицензий позволяет предприятиям раньше начинать операционную деятельность и получать прибыль, что особенно важно в современных условиях».

Авторы доклада предлагают пересмотреть подход к установлению предъявляемых к предпринимателям обязательных требований, являющихся предметом государственного контроля и надзора. Необходимо перейти от достаточно подробного, часто «мелочного» и потому избыточного регулирования к прозрачной, основанной на риск-ориентированном подходе системе контроля, которая будет стимулировать технологическое, организационное и экономическое развитие бизнеса. Заменить детальное описание порядка действий предпринимателя на общие требования к его деятельности (например, обеспечение нулевой смертности на производстве) и предоставить возможность самостоятельно выбирать методы их соблюдения.

Заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ольга Чепурина подробнее рассказала об итогах деятельности по созданию понятных и исполнимых правил, повышению прозрачности всех связанных с контрольно-надзорной деятельностью процедур и постоянному их совершенствование на основе обратной связи.

Она привела статистику, согласно которой в результате проведенного пересмотра правил бизнес экономит до 200 млрд рублей ежегодно. Совершенствование процедур позволило практически в пять раз сократить количество проверок по отношению к 2019 году (с 1,5 млн проверок до 353 тыс.). При этом было проведено порядка 1 млн профилактических визитов, которые зарекомендовали себя как действенный инструмент в достижении главной задачи: не выписать штраф, а добиться соблюдения установленных требований.

Удалось добиться доверия бизнеса к системе досудебного обжалования. Сегодня срок рассмотрения жалоб составляет 11 дней при нормативе 20. Обращения предпринимателей отрабатываются. Зачастую по их итогам происходит корректировка и работы контрольно-надзорных органов. Так, например, по инициативе бизнеса в этом году в систему досудебного обжалования включена возможность обжалования решений по отнесению объектов контроля к категории риска.

За 2023 год 89% проверок, которые были инициированы по индикаторам рисков оказались эффективными. То есть, в 9 из 10 случаев в результате таких проверок были найдены нарушения. При этом средняя эффективность проверок по другим основаниям составляет всего лишь 52%. Очевидно, что применение индикаторов рисков позволяет корректно показывать куда идти и где искать нарушения. Этот инструмент планируется развивать, расширять список индикаторов.

Не менее серьезная работа была проведена в области упрощения процедур получения лицензий и разрешений. Более 190 разрешений стали доступны в электронном виде на портале госуслуг, количество необходимых для их получения документов сокращено на 38%, при на 43% сократилось время их получения. Сегодня уже порядка 70% всех разрешений выдаются через портал госуслуг. При этом важно, что все результаты достигнуты не за счёт снижения планки требований, а благодаря оптимизации процедур.

Участники форума сошлись во мнении, что контрольно-надзорная деятельность является важнейшей темой, затрагивающей широкий круг заинтересованных сторон и напрямую влияющей на экономическое развитие страны.

Проведённая реформа уже позволила оказать существенную поддержку бизнесу. Произошедшие в области контрольно-надзорной деятельности изменения можно без преувеличения назвать революционными.

Институт взаимодействия и совместной работы представителей бизнеса и государственной власти в рабочих группах и комитетах показал свою эффективность для учёта интересов сторон и выработки сбалансированных решений.

При этом важно и в дальнейшем сохранять курс на внедрение риск ориентированного подхода, расширять перечень и качество индикаторов риска, продолжать работу по снижению административной нагрузки, проводить точечную донастройку новых инструментов в этой сфере.

Необходимо продолжить обсуждение механизма заключения соглашений об устранении нарушений, дистанционных проверок дальнейшую цифровизацию контрольного цикла. Нуждается в донастройке система поддержки добросовестного бизнеса, включая расширение критериев добросовестности и их учёт при формировании категорий риска, определяющих интенсивность проверок.

Несмотря на масштабность проведенных изменений, реестр обязательных требований содержит более 500 тыс. требований на федеральном уровне. Представляется перспективным создание цифрового профиля обязательного требования и возможность подбора и просмотра полного перечня обязательных требований в зависимости от специфики

Модератором форума выступил директор центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности Центра стратегических разработок Константин Никитин.

В дискуссии приняли участие первый вице-президент «ОПОРА РОССИИ» Марина Блудян, директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Воронов, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александр Дёмин, член Правления РСПП Герман Зверев, начальник сводно-аналитической инспекции Департамента аудита государственного управления Счетной палаты Российской Федерации Ирина Картавых, председатель Комитета по контролю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Олег Морозов, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Михаил Орлов, заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, руководитель Проектного офиса по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности Михаил Прядильников, председатель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев, советник начальника ФАУ «Главгосэкспертиза России» Штейников Алексей.