Совещание Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования и уровня тарифов

    

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Вы знаете, что совсем недавно, 17 мая здесь, в здании Правительства Российской Федерации прошла встреча с руководством Российского союза промышленников и предпринимателей. Тогда мы обсудили очень много актуальных для бизнеса вопросов.

Тем не менее, сегодня есть необходимость встретиться еще раз с руководителями крупнейших компаний, которые представляют такие значимые для страны отрасли, как металлургия, топливно-энергетический комплекс, автопром, транспорт.

На нашем совещании присутствуют также руководители регионов и ряда федеральных ведомств.

Речь сегодня пойдет об очень важных для экономики и для социальной сферы проблемах. О стабильности цен и тарифов, как регулируемых государством, так и складывающихся на рынке в базовых отраслях экономики.

В начале хотел бы напомнить: сейчас у нас самая низкая инфляция за последние 20 лет — 3,8% за первые 4 месяца текущего года. Очевидно, что это важнейшее и благоприятное для нашей экономики условие для активизации инвестиционных процессов, для расширения кредитования, в том числе — для появления так называемых длинных денег. И что очень важно — низкая инфляция дает нам возможность не только поддержать, но и последовательно увеличить реальные доходы граждан страны.

Сегодня мы наблюдаем положительную динамику основных экономических показателей. По оценке Минэкономразвития в 2010 году валовой внутренний продукт увеличится в России на 3,5-4%. Есть и более оптимистические прогнозы (вы об этом наверняка знаете), но будем исходить их консервативных оценок.

Весьма позитивные итоги продемонстрировала в апреле текущего года наша промышленность, когда она впервые вышла на двузначные темпы роста — 10,4 %.

Вновь пошли вверх цены на основные товары российского экспорта. Нефть, нефтепродукты держатся неплохо. Газ — и по объемам продаж, и по ценам -неплохо выглядит. Металлургическая промышленность встает на ноги, цены на металлы пошли вверх.

Безусловно, такой разворот конъюнктуры вселяет оптимизм и даже порождает у некоторых коллег ощущение, что все трудности остались позади.

Конечно, хотелось бы, чтобы это было именно так. В то же время слишком большой оптимизм — плохой советчик: он может спровоцировать на неосторожные шаги, обернуться серьезными негативными последствиями.

Если трезво оценивать ситуацию — а вы как никто знаете ее, — и в мировой экономике пока еще много проблем, и в зоне евро очень острые проблемы происходят. А, между прочим, страны Евросоюза — это наш основной экономический партнер: более 51% нашего товарооборота приходится на страны Евросоюза.

Необходимо признать, что и в нашей, российской экономике ситуация только начала восстанавливаться. Потребуется не менее 2-3 лет, чтобы выйти на докризисный уровень. Экономический рост еще неустойчив, а рыночный спрос и потребительская активность находятся на недостаточном уровне. И для их стимулирования Правительство реализует целый комплекс мер, целую программу антикризисных мер.

Так, в 2009 году с учетом субсидий и взносов в уставной капитал «Российские железные дороги» получили от федерального бюджета 106 млрд рублей. На поддержку автопрома было направлено 102,5 млрд рублей. И в текущем году объем господдержки РАО «РЖД» практически не изменится, а в автопроме была запущена новая программа — программа по утилизации старых автомобилей. Конечно, для граждан процедуры должны совершенствоваться, как я уже многократно говорил, они должны быть необременительными, разбюрокраченными. Но в целом для автопрома и экономики России эта программа работает неплохо.

Тем самым мы создаем благоприятные условия и для других отраслей промышленности — для тех, кто поставляет железным дорогам и автопрому металл, энергию, необходимые комплектующие. Естественно, что, оказывая поддержку реальному сектору экономики, Правительство вправе рассчитывать на ответственную позицию бизнеса, на вашу ответственную позицию, уважаемые коллеги, на понимание и сотрудничество с вашей стороны, на то, что никто не станет использовать бюджетную поддержку как средство получения сверхдоходов.

Средства бюджетной поддержки направлены на то, чтобы выйти из кризиса, поддержать вас в трудную минуту, но не для получения сверхдоходов, хочу еще раз подчеркнуть.

Также очевидно, что в нынешних условиях резкие скачки цен на базовые товары и услуги, тем более срыв поставок, способны серьезно осложнить положение дел в ключевых секторах экономики России, перечеркнуть многие из достигнутых позитивных результатов последних месяцев. Чтобы этого не произошло, необходимо держать под жестким контролем все факторы роста цен, не допускать действий, которые вновь смогут раскрутить спираль инфляции.

И потому не могли проскочить незамеченными планы ряда крупных металлургических компаний существенно увеличить цену на продукцию для отечественных потребителей. По нашему мнению, серьезных оснований для таких действий не имеется.

Да, конечно, и я только что об этом говорил, цены мирового рынка сейчас выше, чем полгода или тем более год назад. Но даже с учетом этого одномоментное повышение цен на внутреннем рынке для внутренних потребителей на 25-30% выходит за рамки нормальной экономической логики. Да и не можем мы в данных условиях вот так вот позволять себе такие скачки, ориентируясь исключительно на конъюнктуру внешнего рынка.

Полагаю, что за такими шагами явно стояло субъективное желание отыграть понесенные потери в условиях кризиса. И я могу вас как руководителей предприятий, несущих ответственность за свои коллективы, понять. Но у Правительства ответственность более широкая — за всю экономику, поэтому вы должны понять нас. Отыграть все потери, сделать это, что называется, одним ударом, не задумываясь о последствиях для остальных участников национального рынка, автопрома, железнодорожников, нефтяников, ЖКХ и других отраслей, — это очень опасно и необоснованно.

Кстати, вкладывая средства в строительство жилья, например инфраструктурные проекты, государство тоже является крупным покупателем металлургической промышленности, а значит, рост цен негативно отразится и на выполнении федеральных и региональных инвестиционных программ, в том числе и социально значимых.

В этой связи Правительство полагает, что поставки на внутренний рынок металла, железной руды, кокса следует рассматривать в качестве одного из приоритетов.

Крупнейшие производители и потребители металла могли бы вернуться к практике долгосрочных контрактов с заранее определенной формулой цены, что исключило бы возможность их скачкообразного роста.

Кроме того, разногласия, возникающие по ценам, не должны приводить к одностороннему прекращению поставок, срыву платежей. Коммерческие споры по договорам следует решать путем переговоров или в крайнем случае в арбитраже, в суде, а не припирая партнеров к стенке. Я хочу напомнить в этой связи: вот «Газпром», например, компания с государственным участием, даже в период согласования цен и споров никогда не прекращает поставку газа потребителю.

Нельзя допускать, чтобы бизнес-конфликты приводили к остановке предприятий, били по интересам трудовых коллективов. Повторю: нужна строгая дисциплина в вопросах и поставок, и платежей. Также необходимы системные решения по устранению с рынка необоснованных посредников. В данном случае их деятельность связана с потребителями уже в металлургической промышленности, с потребителями металлов. Это порой приводит только к накрутке процента на конечную продукцию и в металлургической промышленности, да и в других базовых отраслях промышленности и экономики.

В последние дни в Правительстве шли интенсивные консультации с металлургами и потребителями их продукции. В результате взаимопонимание, как я понимаю, достигнуто, а возникающие разногласия урегулированы. Прошу в ближайшее время закрепить эти договоренности, что называется, на бумаге, в долгосрочных контрактах.

Уважаемые коллеги! Разумеется, в ходе обсуждения мер по стабилизации рынка металлов и по другим проблемам звучали встречные вопросы со стороны представителей промышленности, со стороны бизнеса. Прежде всего они касаются цен на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, то есть тех тарифов, которые в той или иной степени регулируются государством. Хотя справедливости ради отмечу, что, например, для крупных металлургических предприятий средние цены на электроэнергию за последний год не повысились, а, наоборот, снизились. Так, для примера: для «Северстали» стоимость электроэнергии в январе 2009-го составила 1 руб. 78 копеек за киловатт/час, а в январе 2010-го — 1 руб. 73 копейки. Казалось бы, разница небольшая, но с учетом понижения инфляции ситуация не такая уж и критическая, а, наоборот, улучшающаяся.

Но все же аргументы бизнеса, конечно же, нельзя полностью игнорировать. И мы не собираемся этого делать. Поэтому мы собрались с вами сегодня, чтобы поговорить по всем этим проблемам, посоветоваться. В экономике все взаимосвязанно. Потому соответствующим федеральным ведомствам будет поручено провести расчеты экономических ориентиров, обосновывающих цены на металлы и другие базовые товары и услуги.

Естественно, их величина будет определяться с учетом тарифов естественных монополий. Затем планируется организовать мониторинг ситуации на рынке, чтобы мы своевременно получали информацию о потенциальных угрозах, проблемах и в случае отклонения от установленных ценовых индикаторов могли бы оперативно на это реагировать.

В последнее время Правительство вплотную работало и над определением динамики тарифов на 2011-й и последующие годы. Прошли серьезные обсуждения этого вопроса. И мы считаем справедливым и обоснованным следующее решение: продолжить сдерживание роста тарифов, чтобы дать экономике вздохнуть, не увеличивать нагрузку и на граждан — одним словом, сдержать инфляцию.

Но подчеркну: ограничение роста тарифов сработает в полной мере только в том случае, если к вопросам ценообразования так же ответственно подойдут и частные компании. Это в наших общих интересах.

Теперь подробнее о том, за счет каких конкретных мер предлагается сдерживать рост тарифов и цен. Первое: переход к равной доходности внутренних и экспортных поставок газа будет более плавным, чем планировалось ранее.

Напомню: мы планировали ранее уже в 2011 году обеспечить 100-процентное ценообразование по сравнению с нашими европейскими потребителями. Конечно, за вычетами стоимости транспорта и экспортных вывозных пошлин. То есть для внутренних потребителей эти цены все равно должны были быть ниже, но равнодоходными по формуле исчисления цены.

В условиях экономического кризиса мы пошли на движение в сторону наших потребителей существенным образом. И это будет уже не равнодоходное ценообразование по сравнению с западными потребителями, не 100%, а лишь 55% от того, что платят западные потребители «Газпрому».

А для граждан, напомню, это будет значительно ниже. В этой связи хотел бы обратить ваше внимание, что у нас в России стоимость газа для физических лиц значительно ниже, чем для промышленных предприятий. В отличие от Европы, где, наоборот, граждане за природный газ платят гораздо больше, чем участники экономической деятельности, чем промышленные предприятия. И такую политику мы будем сохранять в ближайшие годы, безусловно.

Далее мы объявили о планах либерализации рынка электроэнергии и от этих планов не отказываемся. Вместе с тем подчеркну: существующие тарифы уже являются привлекательными для инвестиций в отрасль. Поэтому мы будем рекомендовать компаниям с госучастием «РусГидро» и Росатому снизить внутренние издержки, неэффективные затраты. Думаю, если поковыряться, мы их там найдем: в крупной компании их не может не быть, к сожалению.

Считаю, что по пути ограничения роста издержек и цен должны пойти и владельцы частной генерации. Это было бы справедливо. И, я думаю, вы согласитесь со мной: мы не можем переложить всю нагрузку за сдерживание цен и тарифов исключительно на компании с государственным участием. Это должна быть общая задача.

Кроме того, закон дает нам право ограничить предельные ценовые заявки на мощность там, где отсутствует возможность для реальной конкуренции. И этими полномочиями ФАС должна активно пользоваться.

Я думаю, вы понимаете, о чем идет речь. Если есть только одна генерация и другой возможности поставлять электроэнергию в район и регион не существует, — вот в этом случае действует данное правило.

И, наконец, регионы и энергетические компании должны более внимательно подойти к вопросам реализации инвестпрограмм развития сетевого хозяйства, синхронизировать графики строительства и модернизации объектов, сделать их более плавными. Что-то следует перенести на более поздний срок — это нужно сделать для того, чтобы в будущем году не создавать чрезмерную нагрузку на потребителей. В ближайшее время будет принято специальное Постановление Правительства Российской Федерации, которое позволит в случае необходимости корректировать сроки реализации инвестпрограмм в сетевом хозяйстве.

Третье. Индексация тарифов на железнодорожные перевозки всегда была ниже, чем на другие услуги инфраструктурных монополий. В будущем году мы сохраним такую же тенденцию. Вместе с тем мы понимаем возникающие трудности РАО «РЖД» и потому будем оказывать компании поддержку.

Хотел бы обратить внимание регионов: все обязательства по финансированию пригородных перевозок должны безусловно выполняться, выпадающие доходы перевозчиков должны в полном объеме оплачиваться из местных бюджетов.

К сожалению, это не всегда происходит. И нам необходимо найти законодательное решение этой проблемы, четко установить ответственность регионов по данному обязательству.

В случае, если регионы будут нарушать финансовую дисциплину, не будут финансировать выпадающие доходы от пригородных перевозок, мы найдем возможность напрямую оплачивать выпадающие доходы ОАО «РЖД» за счет корректировки межбюджетных отношений и трансфертов.

С другой стороны, самой компании «РЖД» нужно ускорить процессы внутренних реформ, в том числе реализацию намеченных к продаже активов, и за счёт вырученных средств также обеспечить выполнение инвестпрограмм.

И, наконец, о тарифах в жилищно-коммунальной сфере. Это очень чувствительная сфера для граждан. Перед регионами мы ставим задачу максимально сдерживать рост цен и тарифов в системе жилищно-коммунального хозяйства.

В начале текущего года из-за произвольных действий в некоторых муниципалитетах — я подчеркну: именно в некоторых, потому что в подавляющем большинстве руководители муниципалитетов шли по графику и не допустили резких скачков цен, — тем не менее более чем в 1000 муниципалитетах эти скачки произошли. Произошел необоснованный, я считаю, рост цен и тарифов.

Чтобы эта ситуация не повторилась, должны быть внесены изменения в законодательство. Законопроект, который передает с муниципального на региональный уровень право устанавливать нормативы потребления услуг ЖКХ, уже находится в Государственной Думе.

Наведение порядка в этой сфере позволит избежать ситуации, когда людей вынуждают оплачивать услуги, которые они реально не получают.

Требуется выстроить эффективную систему регулирования тарифов ЖКХ, в рамках которой это полномочие будет закреплено за субъектами Российской Федерации. С возможностью делегировать его только тем муниципалитетам, которые обладают достаточными организационными, кадровыми, финансовыми возможностями для его качественного исполнения.

Потребуется внести изменения и в правила предоставления коммунальных услуг, чтобы обеспечить здесь единые, унифицированные стандарты для всех потребителей.

Будут приняты законы об обеспечении прозрачности и информационной открытости организаций, управляющих многоквартирными домами, а также об организации мониторинга реальных платежей граждан за услуги жилищно-коммунального хозяйства.

По всем вопросам внесения изменений в законодательство планирую в ближайшие время провести встречу с представителями Государственной Думы. Буду просить депутатов парламента максимально ускорить работу над необходимыми поправками.

И последнее. Пересмотр коммунальных тарифов уместен только там, где решаются задачи сокращения перекрестного субсидирования и отказа от прямых дотаций организациям ЖКХ. И при условии, что будут предприняты реальные шаги по повышению эффективности коммунального хозяйства.

Однако абсолютно нетерпимы ситуации, когда за счет вздувания цен пытаются залатать дыры, вызванные неэффективностью, монополизмом или банальным воровством. Поэтому контрольные органы должны самым внимательным образом отслеживать положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.

И в заключение хотел бы еще раз подчеркнуть: принятые решения касаются исключительно чувствительной области, затрагивают интересы и экономики в целом, и граждан России — каждого гражданина фактически. Потому федеральные ведомства и региональные органы власти должны их четко и безусловно реализовать.

Давайте перейдем к обсуждению предлагаемых мер.

Cовещание Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования и уровня тарифов

Cовещание Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования и уровня тарифов

Cовещание Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования и уровня тарифов

Источник: Сайт Председателя Правительства РФ

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*