ФАС рассчитывает, что до конца года 3-й антимонопольный пакет будет внесен в Госдуму

«После принятия «второго антимонопольного пакета» законов мы больше не хотели ничего менять в законодательстве, хотели наработать правоприменительную практику. Но в прошлом году мы сделали доклад о состоянии и развитии конкуренции в России на Комитете по конкуренции ОЭСР и получили ряд замечаний и рекомендаций по изменению нашего законодательства. Поэтому и возникла необходимость разработки «третьего антимонопольного пакета» законов», — цитирует слова И.Артемьева пресс-служба ФАС.

В частности, Игорь Артемьев отметил, что планируется сократить перечень безусловных запретов и распространять их только на горизонтальные соглашения (картели). Кроме того, исключается уголовная ответственность за согласованные действия и «вертикальные соглашения». В законопроекте уточнено понятие «координации экономической деятельности».

ФАС России также предлагает уточнить требования к антиконкурентным согласованным действиям. В частности, ожидается, что после принятия поправок согласованными действиями будут признаваться действия компаний, публично заявивших о планируемом поведении на рынке.

Кроме того, будет введено понятие минимальной доли товарного рынка, которую должны будут занимать участвующие в согласованных действиях компании (совокупная доля не менее 20% и доля каждого участника должна составить более 8%). «Мы ожидаем резкого сокращения дел по признакам согласованных действий после принятия этих поправок», — уверен И.Артемьев.

По словам главы ФАС России, изменения коснутся и 6 статьи закона «О защите конкуренции». В частности, будет установлено, что цена, сформированная на бирже при соблюдении установленных в законе правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой.

ФАС России совершенствует практику использования ретроспективного метода анализа при определении монопольно высокой цены товара. Также ходе анализа будет использоваться индикатор мировых цен на товар.

Руководитель антимонопольного органа сообщил, что «третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции. Однако это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий. К ним по-прежнему будут применяться «оборотные штрафы».

«Такое решение мы приняли совместно с Минэкономики с учетом сложившейся практики поведения субъектов естественных монополий», — заявил И.Артемьев.

Он также сообщил, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) предлагает ввести ускоренную процедуру административного обжалования в сфере строительства. «Это необходимо для стимулирования инвестиционной активности в России», — считает И.Артемьев.

«Многие органы власти являются самыми серьезными нарушителями антимонопольного законодательства, часто мешая развиваться бизнесу. Мы предлагаем ввести административное обжалование в сфере строительства по аналогии с процедурами закона о госзакупках: в случае, если чиновник будет отказываться выдавать разрешительную документацию или затягивать сроки ее выдачи, у предпринимателя будет возможность обжаловать действия или бездействие чиновников в ФАС. Срок рассмотрения жалобы будет не больше 10 дней. При этом у предпринимателя останется возможность обжаловать действия чиновников в суде, но это будет более длительная процедура», — говорит Игорь Артемьев.

В случае, если процедура выдачи разрешительной документации действительно будет нарушена, чиновники будут оштрафованы. ФАС России предлагает за эти нарушения назначать штрафы, аналогичные штрафам, применяемым по Кодексу об административных правонарушениях в отношении чиновников, нарушивших законодательство о госзаказе.

В данный момент, как сообщил И.Артемьев, это предложение обсуждается в Правительстве Российской Федерации.

Глава ФАС России также отметил, что за последнее время антимонопольные органы стали активнее. Об этом свидетельствует рост количества возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства в 1,3 раза в первом полугодии 2010 года по сравнению с первым полугодием 2009 года (для сравнения: 2695 дел в первом полугодии 2008 года, 4175 дел в первом полугодии 2009 года, 5437 дел в первом полугодии 2010 года).

Игорь Артемьев также отметил рост количества дел по признакам соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию: 277 дела в первом полугодии 2010 года по сравнению с 179 делами за аналогичных период 2009 года (рост в 1,5 раза). При этом доля отмененных судом решений ФАС России составила всего 13,3% от общего количества принятых решений.

В качестве приоритетов на ближайшую перспективу И.Артемьев обозначил принятие «третьего антимонопольного пакета» законов; борьбу с картелями; устранение административных барьеров для предпринимательской деятельности и внедрение ускоренных процедур административного обжалования; уменьшение количества проверок; активизация всех форм адвокатирования конкуренции.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*