29 ноября 2010 г. Министр Э.С. Набиуллина выступила на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, посвященном вопросам нормативно-правового регулирования инновационной деятельности в России

Уважаемые участники заседания!

Сегодня мы рассмотрим основные институциональные проблемы, препятствующие инновационной активности, и обсудить ключевые меры по решению этих проблем. Предлагаю сосредоточиться только на тех направлениях, которые влияют именно на инновационность, а не просто на комфортность ведения бизнеса — над этим Правительство работает в рамках улучшения бизнес-климата.

Несмотря на то, что рассмотрение ограничено только проблемами, влияющими на инновационность, спектр вопросов все равно широк — от интеллектуальной собственности, государственных закупок и бюджетного законодательства, до изменений в миграционном законодательстве и промышленной безопасности.

В своем выступлении я остановлюсь на одной-двух проблемах из каждой сферы, с учетом того, что остальные вопросы изложены на слайдах.

Одной из ключевых проблем на сегодняшний день является не до конца отлаженный механизм перехода прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД) к наиболее эффективному собственнику, готовому и способному эти права коммерциализировать.

Созданные институты достаточно хорошо регулируют сферу оборота прав для частного сектора, в то время как в регулировании оборота прав на РИД, созданных с использованием бюджетных средств, сохранились проблемы. Сейчас доля государства составляет более 60% от всех расходов на НИОКР в стране, и если не наладить эффективный механизм коммерциализации этих НИОКР, основная часть денег, направляемых в науку, так и не будет приносить адекватной отдачи от вложенных средств.

Государство сейчас является собственником большого количества невыявленных и не оформленных результатов интеллектуальной деятельности, часть из которых создана еще в советское время, которые в настоящий момент не используются и каждый год теряют актуальность и перспективы коммерциализации. Нет субъектов, заинтересованных в том, чтобы найти, оформить и начать коммерциализировать перспективные разработки. Обязательной или инициативной инвентаризацией, которые у нас сейчас предусмотрены в законодательстве, эту проблему решить не удалось.

Более того, даже оформленные права на РИД далеко не всегда коммерциализируются, поскольку закрепляются за бюджетными организациями, у которых недостаточно стимулов к коммерциализации, и хуже всего обстоит дело с возможностью получения автором, изобретателем выгоды от «своего» РИД, как в силу неурегулированности порядка получения им вознаграждения, так и в силу минимальных шансов получить возможность коммерциализации собственного изобретения.

Предлагается принять решение о заявительной приватизации интеллектуальных активов (или как мы называем — «интеллектуальной амнистии»), созданных за бюджетный счет до введения в действие IV части ГК и до сих пор не выявленных и не зарегистрированных. Государству необходимо определиться – в достаточно сжатые сроки, например, год – на какие РИД оно хочет оставить права за собой, еще год дать авторам изобретений, передав права в отношении всех остальных активов, которые будут найдены и оформлены, любым заинтересованным лицам.

При этом, конечно же, целесообразно соблюсти баланс интересов и оставить за государством возможность использовать неисключительные права на РИД, созданные за бюджетный счет для своих целей. Но тогда необходимо четко регламентировать процедуры и основания использования со стороны государства неисключительных прав на РИД, чтобы не подрывать стимулов у бизнеса к использованию данных прав.

Дополнительно, предлагается оказать содействие организациям в части отнесения расходов на патентование к расходам на НИОКР для целей налогообложения и включения расходов на патентование, в перечень расходов по проектам в рамках Фонда содействия развитию малых предприятий и проектам в рамках федеральных целевых программ.

Теперь о регулировании государственных закупок. Пока законодательство о госзакупках в большей степени ориентировано на минимизацию возможностей для коррупции и максимальное развитие конкуренции. Такая ориентация, в частности 94-ФЗ, создает очевидные сложности с использованием государственных закупок для стимулирования инноваций. Пока нормы закона таковы, что создают ценовые преимущества для неинновационной продукции, в то время как механизмы, позволяющие осуществлять закупки инновационной, как правило, более дорогой продукции, практически отсутствуют.

Сейчас подготовлены поправки в 94-ФЗ, предусматривающие возможность на основании решений Правительства внедрять в закупки процедуры, способствующие приобретению именно инновационной продукции, в том числе, например, предквалификации поставщиков, требований к используемым ими технологиям, многоэтапность конкурса и т.д. Появится возможность заключения для крупных технологичных проектов контрактов жизненного цикла. Предполагается, что на основе анализа практики применения данных норм будут разработаны более гибкие общие закупочные процедуры, закрепленные законодательно.

Считаю необходимым продолжить работу по совершенствованию 94-ФЗ, в частности через введение в закон возможности использования в качестве критерия при определении победителя не цены приобретения, а «стоимости владения» — то есть, формулы, учитывающей в дополнение к цене еще и расходы на содержание, расходные материалы, потребление энергии, стоимость утилизации и т.д.

Отдельный вопрос – возможность заключения в рамках госзакупок «офсетных сделок», что важно при особо крупных контрактах на поставку зарубежного оборудования, например, медицинского. Мы должны иметь возможность выставить встречные требования к победителям конкурса – по заказам на российских предприятиях, передаче технологий, созданию в России R&D центров и т.д. Безусловно, с учетом требований ВТО.

Важно также повысить эффективность закупок НИР. Для закупок в этой области характерна вынужденная субъективность оценки при принятии решения по выбору победителя. Существующие механизмы отбора победителей создают почву для злоупотреблений в выборе подрядчиков при минимальной ответственности за результат работ. Чтобы снизить эти риски предлагается предусмотреть повышение возможностей заказчика вводить дополнительные требования к потенциальным исполнителям с одновременным снижением влияния заказчика на результаты оценки поданных заявок и результаты оценки качества выполненных работ. Такая работа уже сейчас проводится Минэкономразвития. Поправки подготовлены и находятся в стадии обсуждения с экспертным сообществом.

Для таких закупок характерна вынужденная субъективность оценки при принятии решения по выбору потребителя. Нынешнее регулирование создает массу условий для злоупотреблений. Предлагаются заказчику дополнительные требования повысить гибкость, но одновременно повысить независимость отбора этих победителей и независимость приема результатов научно-исследовательских разработок.

И еще один вопрос в связи с закупками НИР. Здесь у нас нет пока согласованной позиции с Министерством Финансов. Вопрос касается неиспользованных заказчиком финансовых средств в конце года, и возможности переноса остатков на следующий год. На наш взгляд, нынешняя система создает стимулы для приемки некачественных работ, фиктивной приемки работ, под неформализованные обещания доработать в следующем году.

Мы ознакомились с международным опытом — многие страны применяют такие процедуры переноса. Например, во Франции этот перенос санкционируется не на уровне госзаказчика, а существует специальная межминистерская комиссия, которая анализирует обоснованность возможности переноса этих остатков и принимает такие решения. Иначе преимущества, которые нам дает 3-х летнее финансовое планирование, мы не можем использовать, так как у заказчиков нет возможности использовать эти ресурсы в течение 36 месяцев. У нас в течение года появляются новые задачи, варианты использования возникающих дополнительных доходов, поэтому мы принимаем разные расходные решения в течение года. И эту проблему невозможно исправить только повышением дисциплины заказчиков.

В сфере налогового регулирования предлагается проработать вопрос распространения налоговых льгот на прирост капитала по долям инновационных компаний. В настоящий момент налоговые льготы распространяются только на прирост стоимости неторгуемых акций, причем пока только для юридических лиц, что существенно сужает возможности использования данной льготы при посевном финансировании и фактически исключает из сферы действия льготы частных инвесторов, поддерживающих начинающие компании — так называемых «бизнес-ангелов». Как правило, малые инновационные компании создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью и льгота на них не распространяется. На наш взгляд, это серьезное препятствие для развития венчурного финансирования.

Также важно освободить научные организации от налогообложения с остаточной стоимости имущества после окончания действия договора гранта. Это будет стимулировать процесс обновления исследовательских фондов, что в настоящий момент происходит крайне медленно, особенно в бюджетных учреждениях.

Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ бюджетным научным или образовательным учреждениям, а также созданным государственными академиями наук научным учреждениям или высшим учебным заведениям предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения результатов интеллектуальной деятельности (РИД), внося в качестве вклада в уставные капиталы таких обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности.

Исключительное право на РИД при этом сохраняется за научным или образовательным учреждением. Реализация Федерального закона № 217-ФЗ показала, что эта норма сдерживает коммерциализацию РИД, поскольку увеличивает риски предприятия по развитию промышленного производства. При неурегулированных вопросах по использованию государством прав на принадлежащие ему РИД всегда существует риск, что вложения предприятий в создание и развитие рынка выпускаемой продукции будут обесценены предоставлением возможности другим предприятиям производить ту же продукцию на основании лицензий от собственника РИД.

Предлагается решить проблему через внесение изменений в закон по передаче исключительных прав на РИД создаваемой организации, при учете интересов собственника.

Существенным препятствием для инноваций является институт промышленной безопасности в своем существующем виде. Основания проблема здесь заключается в том, что в отличие от других областей государственного регулирования, промбезопасность почти не подверглась модернизации со времен позднего СССР. Требования установлены преимущественно на уровне подзаконных актов, существенно устарели и нуждаются в проведении полномасштабной ревизии с последующим обновлением. Характерным примером, иллюстрирующим несоответствие системы промбезопасности задачам инновационной экономики, является необходимость получения разрешения на каждое изменение конструкции экспериментальной установки в отдельных отраслях. В этих условиях, проводить опытно-конструкторские работы в соответствии с требованиями законодательства становится практически невозможным. Предлагается переосмыслить функции промышленной безопасности в свете новых задач и подготовить концепцию ее совершенствования.

Избыточные административные барьеры создает и регулирование внешней торговли.

В части экспортного контроля предлагается расширить возможности фирм к самостоятельному осуществлению контроля. Это и институт специалиста по экспортному контролю, и упрощение аккредитации внутрифирменных программ экспортного контроля и вменение ФТС обязанности принимать результаты внутрифирменного контроля. Поправки уже подготовлены.

Помимо совершенствования экспортного контроля в настоящее время требуется оптимизация системы валютного контроля. Предусмотрено, что Банком России будет существенно повышена сумма сделки, освобождаемой от оформления для учета валютных операций паспорта сделки, увеличены сроки предоставления справки о валютных операциях при списании денежных средств с транзитного валютного счета до 15 дней.

Помимо этого, Минфином России совместно с другими ведомствами подготовлен пакет изменений в законодательство, предусматривающий сокращение информации в паспорте сделки, переход на электронный паспорт сделки, замену предоставления паспортов сделок в таможенные органы при декларировании товаров на указание номера паспорта сделки в таможенной декларации. Также вводятся ограничения на возможности требовать таможенными органами избыточных документов для целей валютного контроля. Предполагается ограничить их требования только теми, которые содержатся в рамках законодательства о таможенном деле. Эти изменения содержатся в подготовленном законопроекте о внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”.

Дополнительно предлагается дифференцировать ответственность за нарушение сроков предоставления информации о валютных операциях в сторону смягчения последствий для нарушителей. На это нарушение в настоящий момент приходится более двух третей всех нарушений в области валютного контроля. Также предлагается освобождение от ответственности в случае получения валютной выручки до момента оформления паспорта сделки. Здесь требуются изменения в КоАП, которые также в настоящее время подготовлены Минфином для согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В части таможенного регулирования — два основных направления работы. Первое – применение на практике тех положений по упрощению таможенного администрирования, которые содержатся в Таможенном кодексе Таможенного союза. Это прежде всего:

— сокращение количества документов, представляемых при экспорте товаров, не облагаемых экспортными пошлинами, с 14 до 7, введение запрета требовать представления иных документов;

— установление сокращенных сроков выпуска таких товаров при экспорте — с 2 дней до 4 часов;

— допуск предприятий малого и среднего бизнеса к применению упрощенных таможенных процедур при ввозе товаров;

— применение таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в отношении товаров, ввезенных для проведения испытаний, исследований, тестирования, проверки, проведения опытов или экспериментов с временно ввезенными товарами.

Для этого необходима разработка и принятие подзаконных актов.

Второе — оптимизация таможенных процедур в соответствии законопроектом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Среди конкретных направлений совершенствования таможенного администрирования можно выделить: переход на электронное декларирование, установление упрощенного порядка декларирования «научных и коммерческих образцов, установление процедур помещения поврежденных образцов под таможенную процедуру уничтожения, а также процедур при временном ввозе/вывозе научных и коммерческих образцов в личном багаже пассажира, экспресс-почтой.

Развитие гражданского законодательства в части адаптации организационно правовых форм под потребности инновационного бизнеса напрямую затрагивает перспективы развития венчурного финансирования в российской юрисдикции, возможности создания инновационных проектных компаний. По этой теме мы проводили отдельно заседание Комиссии по модернизации и все необходимые поручения по разработке нормативно-правовой базы были даны.

Сейчас ведется активная работа по их исполнению. Уже подготовлены проекты поправок в ГК об инвестиционном товариществе и о товариществах на вере решающих эти проблемы. Необходимо осуществить их доработку с учетом опубликованной Концепции развития гражданского законодательства.

Миграционное законодательство также недостаточно эффективно в конкуренции за высококвалифицированные кадры. В последнее время была активизирована работа по его совершенствованию, однако остается еще ряд направлений, где можно было бы принять дополнительные меры. Так, например, целесообразно упростить процедуру предоставления вида на жительство для выпускников-иностранцев, успешно закончивших обучение в России, упростить получение виз для кратковременного привлечения научных работников и преподавателей, обеспечить возможность получать разрешение на работу иностранным специалистам по доверенности, без личного присутствия в органах ФМС. Эти и ряд других мер способны существенно увеличить конкурентоспособность нашего миграционного законодательства в борьбе за высококвалифицированных специалистов.

Отдельным блоком проблем является система технического регулирования. Общее мнение – эффективно система так и не заработала. Необходимо ускорять темпы разработки технических регламентов в рамках Таможенного союза. В области стандартизации целесообразно установить порядок признания документов о подтверждении соответствия, протоколов исследований (испытаний) и измерений, выданных зарубежными органами по сертификации, а также знаков соответствия. Это снимет ряд проблем, связанных с отставанием стандартизации от технологических изменений в экономике и позволит ускорить выведение инновационных продуктов на рынок.

И в заключение хотелось бы остановиться на проблеме правоприменения, связанной с деятельностью созданных институтов развития. В последнее время с их стороны сформулирован запрос на разработку методических рекомендаций, направленных на разъяснение контролирующим органам, особенностей поддержки инновационных проектов, связанных с высокой рискованностью инвестирования. Традиционная оценка на основе норм возвратности средств от инвестирования в бизнес проекты здесь не применима, поскольку деятельность институтов развития направлена также на создание экосреды инноваций, создающих косвенные эффекты от вложенных в инновации средств. Методические рекомендации дадут проверяющим органам возможность определить более верные подходы к оценке эффективности деятельности институтов развития и контролировать действительно важные для государства вопросы, например целевое использование средств, степень достижения целей, поставленных перед институтом развития в целом при его создании, наличие в институте развития механизмов обратной связи, мониторинга проектов, позволяющих адекватно оценивать и учитывать риски конкретных проектов.

Предложения по улучшению условий для инноваций (834 Кб)

Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной «Об институциональных изменениях, необходимых для развития инноваций» на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, 29 ноября 2010 г. (111 Кб)

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*