26 ноября 2010 г. в Москве Министр Э.С. Набиуллина выступила на конференции «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса»

Уважаемые коллеги!

Цель сегодняшней конференции: обсудить вопросы конкурентной политики на всех уровнях — федеральном, региональном и муниципальном, — оценить то, что уже сделано, и что еще только предстоит сделать.

Плюсы конкуренции очевидны: это низкие цены для потребителя, это богатство выбора и высокое качество — конкуренция задает параметры высокого качества. И все это, в конечном счете, отражается на масштабах экономического роста, на создании рабочих мест. Преимущества очевидны, их теоретически понимают все — но, к сожалению, надо признать, что ценность конкуренции пока еще недостаточно укоренена в нашем российском обществе. Хотелось бы больше внимания уделить не конкретным мерам, которые мы предпринимали и собираемся предпринимать, но еще и вопросам ценностного подхода.

Общественный запрос на конкуренцию пока слаб — и на мой взгляд, это один из главных тормозов экономического развития. Должен возникнуть общественный запрос, для того чтобы были конкретные действия. До сих пор специфичность взгляда бизнеса на конкуренцию была такой: в выигрыше оказывается тот, кто имеет наиболее короткий доступ к чиновнику, который олицетворяет государство — по сути, конкуренция здесь идет не за потребителя, а за доступ к чиновнику. И сколько бы мы ни говорили о ценностях конкуренции, люди будут воспринимать эти слова, в лучшем случае, как некую отвлеченную абстракцию, в худшем — как лукавство. Слова надо подкреплять делом, поэтому необходимо создавать условия, при которых путь к успеху, сам успех лежал именно через конкуренцию, борьбу за потребителя, конкуренцию на рынке , а не через чиновничий кабинет.

Чтобы общественный запрос на конкуренцию окреп, а сама конкуренция вошла в число неоспоримых ценностей, следует действовать сообща и не ожидать действий только от государства – будь то федеральная или региональная власть. Важно поменять отношение к предпринимательству в целом, обратить внимание на то, какие выгоды приносит стране предпринимательство, дает возможность выбирать качественный товар по оптимальной цене.

Часто у нас в стране отсутствие конкуренции объясняют унаследованной структурой экономики, что в ней много секторов, где доминируют крупные предприятия, поэтому такой естественный монополизм – это естественное существование крупных предприятий, которые должны конкурировать на мировых рынках. Но надо признать, что у нас — это показывает статистика и все опросы, — низка конкуренция и в тех секторах, которые не относятся обычно к тем, которые требуют крупного размера предприятия. Плюс к тому, структуру экономики надо постепенно менять и диверсифицировать.

Конечно, конкуренция требует особого ухода и особого климата. Благоприятный инвестиционный, предпринимательский климат – это основа, на которую должна налагаться антимонопольная политика. Поэтому правительство в последнее время очень активно начало этим заниматься, но, безусловно, мы понимаем, что создание благоприятного инвестиционного климата и его улучшение требуют определенного времени. Тем не менее, уже сокращено число проверок для малого бизнеса, разработан и принят порядок уведомительного начала ряда видов деятельности — будем этот порядок расширять, — сокращаются и упрощаются порядки лицензирования. С 1 января будущего года вводится в действие канал электронного взаимодействия предпринимателя с лицензирующими органами. Разработаны правила недискриминационного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта, к услугам в аэропортах — нужна соответствующая правоприменительная практика. Функционирует система электронных торгов в сфере госзаказа. Всем известны жаркие дискуссии по поводу 94-го Федерального закона, о его коррупционности или некоррупционности. Напомню, что основные задачи, ставившиеся по системе госзакупок, — это не только удовлетворение потребностей государства, но и создание равных условий конкуренции и доступа бизнеса к условиям госзакупок. Можно согласиться с тем, что не все так просто, и система госзакупок требует серьезных изменений. Поэтому Минэкономразвития России в настоящее время проводит работу по системному изменению 94-го закона. Все это не останавливает работу по электронным закупкам — их надо проводить, и, считаю, что они действительно предоставляют значительно больший доступ бизнеса к государственному заказу. Но в целом, хочу подчеркнуть, 94-й закон нуждается в улучшении.

Вернемся к оценкам конкуренции. Существуют разные международные рейтинги, по которым мы сравниваем себя с другими государствами — особенно известны рейтинг «Doing Business (Как делать бизнес)» и оценка Всемирного Банка. За последние три года позиция России спустилась на 7 ступеней. Это с учетом того, что в сфере ведения предпринимательской деятельности у нас произошли определенные улучшения. Срок согласования документов, необходимых для строительства, сократился с 704 дней до 540. Но 540 — тоже слишком много для начала инвестиционных проектов. По некоторым параметрам наши показатели не так уж и плохи: например, по «обеспечению исполнения контрактов» Россия занимает 18-е место. Напомню, что в 90-е годы тема обеспечения исполнения контрактов была одной из ключевых, когда бизнес не доверял бизнесу. Но бизнес сумел выстроить такие отношения между собой, когда вопрос обеспечения выполнения контракта с помощью института государства не является уже такой большой проблемой. На 51-м месте из 183-х мы находимся по системе регистрации собственности. Все борются за инвестиции, за международные потоки капитала, и делают это быстрее. И то, что наша страна, объективно улучшая условия ведения бизнеса, опустилась в рейтинге, означает, что другие страны в таком улучшении идут гораздо более высокими темпами — и нам следует обратить на это внимание.

То же самое показывают и другие рейтинги, которые, так или иначе, оценивают уровень конкуренции. Например, по докладу Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2009/2010», по показателю «интенсивность конкуренции» на товарных рынках страна заняла лишь 102-е место из 133-х, по уровню административных барьеров – 124-е место, по сложности таможенных процедур – 130-е место. Схожую картину демонстрируют и данные российских исследований, их тоже немало. Назову еще несколько цифр, также из наших исследований – от Федеральной антимонопольной службы, которая делает доклады по состоянию конкуренции, что происходило в последнее время, по некоторым рынкам. Например, рынки полезных ископаемых всегда характеризовались высоким уровнем концентрации капитала, но за последние 10 лет количество малых компаний в этом секторе сократилось вдвое: с 10% до 5%. В то время как во многих странах, к примеру, в США, эта доля доходит до 50%. То есть, на любом рынке есть ниша для малых компаний, а она у нас, к сожалению, сокращается — и все это, конечно, определенным образом влияет на конкурентный климат. Мы осознаем все эти проблемы, поэтому уже начали проводить встречи во многих регионах, чтобы вместе формировать эффективную политику действий по развитию конкуренции.

Федеральная повестка также нуждается в дополнениях. Конкретные меры сегодня будут обсуждаться здесь, и надеюсь, что конференция «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса» позволит сформулировать запрос федеральной власти, что нужно сделать, чтобы развивать конкуренцию. Аналогичный запрос следует адресовать и региональным органам власти. Мы ждем встречных шагов от субъектов Федерации, от муниципальных образований, поскольку создание благоприятного предпринимательского климата требует учета местной специфики, местного состояния бизнеса. Поэтому Минэкономразвития в свое время предложило механизм подготовки региональных программ развития конкуренции. Нами ведется регулярный мониторинг того, как готовятся региональные программы. И следует отметить, что примерно треть регионов – а это не такой уж плохой показатель, – подготовила действительно перспективные программы. В их числе Пермский край, Вологодская область, Москва, Белгородская, Кировская, Воронежская области и другие. Лучшие практики в регионах изучаются, чтобы обмениваться опытом, выставлять его на обсуждение. Но надо также признать, что в ряде регионов к подготовке программ относятся как к формальности, к составлению бумаг-отписок — не проходят эти программы и серьезных обсуждений с бизнесом в регионах. Это во многом сводит к нулю действенность таких программ. Нам не нужны отчеты, нам нужны реальные дела.

Мы готовы взять на себя роль своеобразного экономического Гидрометеоцентра и оценивать конкурентный климат на территории страны. С нашими бизнес-ассоциациями мы обсуждаем, как оценивать конкурентный климат в разных регионах. Такие рейтинги нужны не только для отчетов — хотя очень важно, чтобы все в стране видели, как какой регион подходит к развитию конкуренции, — но также и для выстраивания межбюджетных отношений. Позиция заключается в том, что если регион не сокращает административные барьеры, не создает условия для прихода бизнеса в регион, для наращивания налоговой базы, то в этих условиях неправильно просить о поддержке бюджета. Также должен обязательно существовать механизм обратной связи — открытая площадка в сети Интернет для обмена мнениями об этом процессе. Конкурентная политика требует определенных коммуникаций, открытости и постоянного диалога бизнеса и власти. Мы готовы к такому диалогу, готовы выслушивать всю критику — и вместе вырабатывать тактику действий.

Очень важной представляется также дискуссия о новой конкурентной стратегии Москвы. Москва — это, во многом, «увеличительное стекло», в котором хорошо видны все общероссийские проблемы, мешающие развитию конкуренции: это и зарегулированность, и определенный протекционизм определенного бизнеса, и административные барьеры, которые можно даже образно назвать «противотанковыми укреплениями», через которые «враг» (то есть бизнес) не должен пройти. Все это есть во многих регионах. Но Москва, действительно, очень показательна.

Еще одна тема, предполагаемая к обсуждению, – телекоммуникации. Сектор телекоммуникаций до сих пор демонстрировал пример положительных результатов развития конкуренции. Оттого что появилось несколько операторов, они между собой конкурируют, происходит снижение цен для потребителя — это действительно так. И в результате жесткой конкуренции наши российские сотовые операторы выходят на мировые рынки, осуществляют внешнюю экспансию. Однако сейчас сектор встречается с новыми вызовами, в том числе, с технологическими, с развитием стандарта 4G и стремительного роста интернет-телефони. Также большое значение имеют правила распределения, перераспределения частот. Необходимо понимать, как будет развиваться конкуренция в этом секторе, где мы действительно преуспели, — чтобы не потерять наработанное.

Мы много говорим об административных барьерах, о необходимости их устранения. Но важно устранить главный барьер — барьер на пути взаимопонимания между властью и бизнесом. Такой диалог должен быть константой нашего взаимодействия. Власть одна не может развивать конкурентную среду. Для развития конкуренции не могут быть запросы только к власти — это должно быть изменение поведения как власти, так и бизнеса.

Тезисы выступления Министра Э.С. Набиуллиной на конференции «Конкуренция в России: как создать благоприятный климат для развития бизнеса» (57 Кб)

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*