Круглый стол был организован Министерством экономического развития РФ, министерством экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области и БГУЭП. Модераторами заседания выступили директор Департамента развития конкуренции и конъюнктуры рынка Минэкономразвития России Александр Пироженко и генеральный секретарь Международной торговой палаты России Татьяна Монэгэн.
Тон дискуссии задал первый заместитель директора Института экономики РАН, д.э.н., профессор Дмитрий Сорокин, высказав достаточно нестандартную точку зрения на проблему конкуренции. «Конкуренция – двигатель экономического роста, а инновации — один из действенных инструментов конкурентной борьбы, — считает учёный. — Однако российские предприниматели не заинтересованы в активном использовании этого инструмента. Сегодня бессмысленно говорить о развитии малого инновационного предпринимательства, если крупные корпорации, обладающие достаточным финансовым потенциалом, не предъявляют спрос на инновации. Неограниченная власть над предпринимателем «государева человека» — вот, что заставляет бизнесмена в качестве главного инструмента конкурентной борьбы применять не новые технологии, а новые «инновационные» формы, методы и инструменты получения «государевой крыши».
Общеизвестно, что в России важнейшим условием успешного предпринимательства является тесное взаимодействие с властными структурами. Конечно, такое взаимодействие осуществляется в любой экономике. Но в данном случае речь идет не о партнерских отношениях государства и бизнеса, а о возможностях властных структур и их представителей оказывать существенное влияние на условия предпринимательской деятельности, а зачастую и диктовать свою волю. В этих условиях главным инструментом конкурентной борьбы для российского предпринимательства становится прежде всего поиск возможностей покровительства со стороны власти и ее представителей. Но такая ситуация исключает или, по крайней мере, отодвигает на последнее место использование различного рода нововведений.
Особо активную дискуссию вызвал доклад директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Саввы Шипова, который рассказал о том, какие шаги сегодня предпринимает правительство страны для снижения административных барьеров в экономике.
«Ни для кого не секрет, что административно-правовые акты, регулирующие контрольно-надзорные функции в разных сферах деятельности, уже давно устарели и требуют совершенствования, — отметил Савва Шипов. – Поэтому мы прилагаем все усилия, чтобы сложившаяся в настоящее время система контроля и надзора отвечала современным требованиям. Одним из методов снижения административных барьеров является разработка регламентов, которые четко устанавливают обязанности государства и права граждан в той или иной сфере деятельности».
«Кроме того, что сокращение административных барьеров ведёт к совершенствованию контрольных функций, оно может в значительной степени уменьшить количество госслужащих в нашей стране», — подчеркнул докладчик.
Представителей малого бизнеса интересовал вопрос: в чём причина сложившейся ситуации, кто плодит немыслимое количество нормативов и требований и ставит препоны предпринимателям? Ведь пока не уничтожишь корень зла, не избавишься от его плодов.
«В России исторически сложилось так, что качество деятельности контролирующих органов оценивается по количеству привлечённых ими к административной ответственности представителей бизнеса, — ответил Савва Шипов. – Пока будет существовать такая система оценки, будут чиниться препоны бизнесу».
Региональный директор по связям с государственными органами ОАО «САН ИнБев» Илья Лысенко описал в своём докладе идеальный для ведения бизнеса регион. По его мнению, ключевыми факторами эффективности любого бизнеса является устойчивость законодательства, а также благоприятный инвестиционный климат в регионе и стране.
«Для взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с властью представители бизнеса должны активно участвовать в принятии регулятивных решений. Между государством и бизнесом должен быть диалог, обмен экспертными мнениями», — убеждён Илья Лысенко.
Опытом формирования благоприятного климата для ведения бизнеса с российскими коллегами также поделились глава отдела в министерстве экономики Республика Польша Александер Милота и председатель национальной части Делового совета ШОС от Республики Казахстан Раимбек Баталов.
Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев осветил в своём выступлении проблемы развития конкуренции на рынке образовательных и медицинских услуг, назвав главной из них дискриминацию по отношению к негосударственным образовательным и медицинским учреждениям.
«Исторически на данных рынках было велико присутствие государства, поэтому сегодня по старой памяти частным школам и клиникам мешают полноценно развиваться, забывая при этом, что привлекательность региона во многом зависит от того, насколько хорошо в нём удовлетворяются потребности населения в основных социальных услугах», — подчеркнул Тимофей Нижегородцев.
Итогом круглого стола стала разработка конкретных рекомендаций, которые, по мнению участников заседания, будут содействовать переходу к инновационному развитию экономики, помогут улучшить бизнес-климат в стране в целом и в её регионах в частности, а также повысят позицию России в мировом рейтинге по качеству ведения бизнеса.
«Главными мерами по совершенствованию конкурентной политики должны стать сокращение необоснованных административных барьеров, создание механизмов противодействия коррупции, а также развитие транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка. Необходимо создать действенные экономические механизмы, стимулирующие инвестирование в инновационную сферу, разработку нововведений и их коммерциализацию; обеспечить более тесное взаимодействия между наукой и бизнесом», — подвёл черту Александр Пироженко, сообщает сайт БЭФа.
Отправить ответ