Шесть раз — отказ!

Здесь и раздутый список работ, требующих допуска саморегулируемых организаций (СРО), и формально-бесплатные разрешения на строительство, и запутанные процедуры предоставления земельных участков. Дано множество поручений, призванных навести порядок в отрасли.

О сути перемен «РБГ» рассказал начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян.

— Любая строительная компания должна иметь допуск СРО. Раньше государство выдавало лицензии. Сейчас лицензии отменили и введен механизм саморегулирования. Хорошо это или плохо?

— Сам механизм саморегулирования при его нормальной реализации — это вполне разумный механизм, который позволит оградить отрасль от недобросовестных строителей. То есть подход верный. Но с реализацией механизма получились накладки.

По закону допуск требуется только для выполнения работ, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, список которых должен определять минрегион. Минрегион определил около 800 видов работ, для выполнения которых нужен допуск СРО. При этом расходы на вступление в СРО и получение допуска составляют как минимум несколько сотен тысяч рублей.

Многие субъекты малого предпринимательства, которые не в состоянии позволить себе оплату взноса в компенсационный фонд для вступления в СРО, могут оказаться вытесненными с рынка крупными строительными компаниями. С окончательной отменой лицензирования и переходом с 1 января 2010 года на механизм саморегулирования в ФАС России начало поступать множество обращений от строителей, ассоциаций строителей и субъектов малого предпринимательства, выражающих крайнюю тревогу и обеспокоенность фактом включения в указанный перечень видов работ, которые, по мнению заявителей, включены в перечень необоснованно.

По поручению руководителя ФАС России Игоря Артемьева мы провели анализ приказа минрегиона N 274 и пришли к выводу, что многие виды работ, включенные в перечень, не соответствуют критерию «влияния на безопасность объектов капитального строительства», поскольку не порождают рисков для объекта в целом и рисков нанесения неисправимых механических воздействий при строительстве и, как следствие, не являются потенциально опасными для неограниченного круга лиц и не влияют на безопасность при последующей эксплуатации (например, внутренние и отделочные работы на объектах капитального строительства).

Поскольку включение таких видов работ в перечень может привести к ограничению конкуренции, мы возбудили антимонопольное дело по признакам нарушения статьи 15 закона о защите конкуренции и совместно с Минэкономразвития России и «ОПОРОЙ России» вышли с инициативами в правительство, с просьбой поручить минрегиону сократить перечень работ, требующих допуска СРО.

— Минрегион не сопротивлялся?

— В итоге минрегион издал новый приказ. То есть сократил перечень работ, требующих допуска, более чем в два раза — с 800 видов работ, требующих допуска, до около трехсот. Вопрос исчерпан.

— Какие еще проблемы вы бы обозначили в нынешней строительной отрасли?

— Прежде всего это всевозможные чиновничьи барьеры. Они настолько задушили отрасль, что вопрос привлек серьезнейшее внимание председателя правительства. Рабочей группой под руководством Дмитрия Козака выработан очень подробный и дельный план мероприятий, расшивающий множество узких мест. На уничтожение административных барьеров и сокращение полномочий госорганов и многочисленных роящихся вокруг них учреждений и даже иногда коммерческих организаций направлена деятельность рабочей группы N1 при Правительственной комиссии по проведению административной реформы, которой руководит Игорь Артемьев.

В настоящее время ФАС завершил полномасштабную проверку всех крупных муниципальных образований во всех регионах страны. Мы тщательно изучали барьеры в строительной отрасли. В частности, предоставление земельных участков на аукционах.

— Эффективны ли аукционы?

— Яркий пример эффективной реализации на открытом аукционе земельных участков — аукционы, проведенные в феврале фондом Бравермана, на которых, например, цена на земельные участки в Одинцовском районе поднялась в 44 раза. С 2005 года доля земельных участков, предоставляемых под жилищное строительство через аукционы, увеличилась более чем в 13 раз!

Главная проблема в существующих земельных аукционах сегодня — это отсутствие информации. Из муниципальной газеты тиражом 5 экземпляров никто о предстоящем аукционе не узнает! И часто вместо открытого аукциона получается этакий междусобойчик среди лиц, аффилированных с администрацией муниципалитета.

14 июля 2010 года мы совместно с Минэкономразвития России и Минкомсвязь России запустили в опытную эксплуатацию единый сайт о государственных торгах torgi.gov.ru, на который планируется в течение 2011 года перевести земельные аукционы.

Недобросовестные чиновники активно используют существующие лазейки в законодательстве и всячески стараются избежать открытых аукционов, используют так называемую процедуру предварительного согласования места размещения объекта, когда все решения принимаются по заявлениям и каждый шаг требует разрешения или согласования с чиновником. Казалось бы, очевидно, что земельный участок, скажем, для строительства торгового или офисного центра — тоже должен предоставляться на открытом аукционе, поскольку это чистый бизнес, — тут тебе и увеличение поступлений в бюджеты, и равный доступ для предпринимателей, и снижение коррупции. Вопрос решился только сейчас, поручением председателя правительства, — эти лазейки закрываются.

— Второй момент — прохождение госэкспертизы?

— Чтобы строить, даже если у вас есть участок, вы должны создать проект и пройти государственную экспертизу. Все предприниматели в один голос жалуются на тяжесть и неэффективность этой процедуры. Поручением председателя правительства предусмотрено развитие системы негосударственной экспертизы. Заработают несколько экспертных негосударственных организаций, которые смогут проводить экспертизу проектов. Они будут нести реальную ответственность. В том числе и финансовую. Если вдруг где-то что-то сложится не так, они потеряют много денег. А то и под уголовную ответственность попадут. Будет создана реальная система ответственности, с одной стороны, а с другой стороны, органы экспертизы будут конкурировать между собой.

— Есть еще один очень популярный среди недобросовестных чиновников и в высшей степени коррумпированный барьер — выдача разрешения на строительство…

— В Градостроительном кодексе прописано: если застройщик принес необходимые документы, то решение о выдаче разрешения должно приниматься не позднее чем за 10 дней. В общем, прозрачней некуда. А на самом деле? Один за другим коррупционные скандалы. Чиновники вымогают фантастические деньги за выдачу этого разрешения или берут «натурой» — квадратными метрами, квартирами. Наши территориальные управления возбуждают дела по таким эпизодам пачками. Причем мы сталкиваемся с абсолютно разной реакцией. К примеру, ситуация в Перми. После нашего запроса документов по жалобе на невыдачу разрешения на строительство городская администрация, не дожидаясь возбуждения дела, тут же разрешение выдало. А вот в г. Соликамске, том же Пермском крае, ситуация сложилась иная. Шесть раз предпринимателю из Соликамска отказывали в выдаче разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию. И каждый раз находили новое основание в одном и том же комплекте документов. ФАС возбудила дело, дала предписание, потребовала прекратить нарушение. В итоге предписание формально выполнили, но потом по другим основаниям снова отказали в выдаче разрешения.

Поэтому мы и заговорили об административных штрафах. Если чиновник незаконно отказал или в срок не уложился, то следующее рабочее утро он должен начать с похода в местное отделение банка, оплатить штраф. Пока штраф не оплатит, на работу может не приходить. А при повторном нарушении он должен быть дисквалифицирован, пусть ищет работу, с которой справится лучше. Думаю, что с введением такой системы многие безобразия прекратятся.

— Однако пока это не так?

— Да уж. Представьте себе: вы прошли семь кругов ада, огонь, воду и медные трубы, — получили землю, провели экспертизу, начали строить. Тут как саранча к вам набегают надзорные органы. Предприниматели говорят: в один день могут приехать районный контролер, через час городской, а еще через час — областной. И это при том, что законодательно прописан принцип «одного окна». То есть еще объект не построен, а уже потрачена уйма времени, сил и средств. А этот объект еще надо достроить, ввести в эксплуатацию, подключить к сетям тепло-, водо-, электро- и газоснабжения, что само по себе отдельная сложная и затратоемкая составляющая. Как вы думаете, кто в итоге оплатит все эти потери? Это и есть главная причина роста цен на рынке недвижимости, который уже на входе получает дорогие объекты недвижимости, и никто не будет затем продавать или сдавать в аренду эти объекты себе в убыток.

Снизим административное давление на строителей — получим снижение цен на рынке коммерческой и жилой недвижимости, как в сегменте купли-продажи, так и в сегменте аренды.

— А что с уже существующими на рынке объектами недвижимости ?

— Значительная часть этой недвижимости находится в государственной или муниципальной собственности. С марта этого года вступил в силу приказ ФАС N 67, устанавливающий обязательное проведение аукциона при сдаче в аренду государственного и муниципального имущества, в том числе недвижимости. 14 июля 2010 года подписан и направлен на регистрацию в минюст приказ ФАС N400, который делает обязательным размещение информации о торгах на аренду федерального имущества на официальном сайте torgi.gov.ru с 1 сентября 2010 года. А с 1 января 2011 года сайт станет также обязательным для аналогичных торгов на имущество субъектов и муниципалитетов. Многие из них уже сейчас начали заблаговременно регистрироваться на сайте.

— Это решит проблему?

— Во всяком случае, равный доступ к торгам на государственное и муниципальное имущество обеспечит.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*