Как стимулировать заказчиков инноваций?

Как отметил вице-президент ТПП РФ Владимир Исаков, Россия должна «войти в шестой технологический уклад, однако сегодня находится только в четвертом укладе». Отставание очевидно. И чтобы осуществить инновационных рывок, необходимы меры, стимулирующие инновационную деятельность, в том числе, законодательные, направленные на создание более эффективных налоговых механизмов.

Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Сергей Щербина считает главной задачей формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата в стране. По его словам, в ряде отраслей уже сформировался потенциал для технологического прорыва, в частности, в сфере телекоммуникаций, IT, топливно-энергетическом комплексе. В то же время для ускорения процесса понадобятся новые законодательные решения, изменения в НК и Таможенный кодекс.

По словам С.Щербины, РСПП предлагает внести ряд поправок, предусматривающих налоговые льготы для предприятий, активно инвестирующих в инновационные проекты. Как он заявил, речь должна идти не только об освобождении от налоговой нагрузки вновь создаваемых инновационных компаний: льготы нужны и для других компаний, активно финансирующих НИОКР. Не менее важно, по его мнению, повышать эффективность налогового администрирования в целом и активизировать процесс снятия административных барьеров для бизнеса, в том числе за счет упрощения согласительных процедуры.

Однако вопросом номер один представитель РСПП назвал необходимость определения на законодательном уровне самих понятий «инновации» и «инновационная деятельность». «Инновационная политика не должна ограничиваться созданием таких широкомасштабных проектов как «Сколково», но должна быть направлена на внедрение целого комплекса мер поддержки предприятий, которые уже сегодня разрабатывают высокие технологии и внедряют их на практике. И налоговое стимулирование, как один из наиболее действенных инструментов, должно работать на процесс развития инноваций», — пояснил он.

Глава недавно созданного подкомитета по налогообложению в нефтегазовом секторе Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, начальник главного налогового управления ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Васильев сообщил, что инновационная составляющая может и должна стимулироваться за счет снижения налоговой нагрузки. Он напомнил, что в нефтяной промышленности 40% себестоимости составляют налоги, и сообщил, что в рамках подкомитета подготовлены предложения по снижению налоговой нагрузки для тех компаний, которые готовы обеспечить инновационный прорыв в отрасли и экономике в целом.

Первое из них – необходимость законодательной формулировки понятия «инновация». Сегодня существуют льготы для организаций, осуществляющих НИОКР. Но чтобы применять на практике льготы по налогообложению для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, для начала необходимо определить, что это такое. Иначе крупным нефтяным компаниям, например, трудно работать в инновационном поле. Кроме того, как пояснил В. Васильев, настало время определить состав субъектов инновационной деятельности. «Стимулировать необходимо не только инновационные компании, которые создают новый продукт. Прежде всего, потому, что потребностей в этом продукте на рынке нет. Средства на науку тратятся, риски большие, а заказчика нет. Чтобы изменить ситуацию субъектами инновационной деятельности должны быть не только создатели, но и потребители инновационного продукта, и меры налогового стимулирования должны распространяться как на производителя, так и на потребителя инноваций», — убежден представитель ОАО «ЛУКОЙЛ».

Он не стал отрицать, что стимулирование инновационной деятельности крупных вертикально интегрированных компаний имеет свою специфику. Так как холдинги являются одновременно и потребителями результатов научно-технической деятельности и создателями НИОКР. Поэтому именно эти структуры играют особую роль в технологическом развитии страны. Пока в налоговом законодательстве нет специализированных норм, регулирующих инновационную деятельность вертикально-интегрированных структур. В инновационной же сфере возможность создания дочерних компаний для снижения налогового бремени не позволяет решить комплекс проблем. В частности, налоговые стимулы для «дочек» не прописаны в случае, когда компании передаются права пользования на объекты интеллектуальной собственности и результаты научных разработок. Поэтому необходимо расширить ту налоговую норму, чтобы она дала эффект в сфере стимулирования инновационной деятельности. Сегодня по крупным инновационным проектам существенные траты на НИОКР несет материнская компания, а пользуется результатом – дочерняя. Никаких льгот материнская компания не получает, а дочерняя не может их использовать, так как по факту не несет затрат. В связи с этим одно из предложений – законодательно закрепить в целях оптимизации налогообложения расходы на НИОКР холдингов в целом. С учетом такого понятие как «консолидированный налогоплательщик». Это снизит налоговую нагрузку на бизнес при создании нового продукта.

Как отмечается в пояснительной записке, подготовленной к заседанию, предлагается следующая поправка в гл. 21 НК – «освободить от налогообложения реализацию результатов НИОКР и технологических разработок, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если указанные операции совершены между организациями, одна из которых в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором является основным обществом по отношению к другой стороне».

Также нефтегазовики предлагают расширить понятие «расходы на научные разработки» за счет признания расходов на НИОКР для целей налогообложения прибыли до момента начала использования результатов НИОКР в деятельности компании.

Кроме того, по словам В. Васильева, подготовлен также ряд поправок, стимулирующих производство инновационной продукции.

Директор департамента по законодательству ТПП РФ Сергей Васильев, поводя итоги обсуждения, отметил, что тема налогового стимулирования инновационной деятельности становится все более актуальной. Он напомнил, что в последние два года все чаще критикуют бизнес за то, что он мало занимается внедрением НИОКР. По статистике, порядка 85% всех затрат на НИОКР финансируется госбюджетом, а вклад бизнеса незначителен. «Причина в том, что нет стимула. Поэтому так важны законодательные предложения, создающие условия для более эффективного привлечения средств бизнеса на инновационное развитие. Сформулированные сегодня предложения необходимо серьезно проработать, после чего представить их для обсуждения с Минфином. В любом случае все предложения должны стать основой для подготовки соответствующего законопроекта», — заключил директор департамента по законодательству ТПП РФ.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Предприниматели Калининградской области основными источниками административного давления считают таможенные, налоговые и миграционные органы

36,39% нареканий было высказано в адрес таможенных органов на территории Калининградской области. 30,6% претензий касались работы налоговых органов. В 7,35% ответов в роли основного источника административного давления выступала миграционная служба. 4,94% нареканий поступило на работу пожарного надзора, 3,13% на федеральную антимонопольню службу. В 2,41% и 2,77% ответов основными источниками административного давления назывались соответственно Роспотребнадзор и Служба ветеринарии и государственной ветеринарной инспекции. Более 1% негативных отзывов (на каждое из ведомств) поступило на Росздраврадзор (1,08%), Росприроднадзор (1,2%), Россельхознадзор (1,45%), Росреестр (1,81%), Росимущество (1,81%), Службу по экологическому контролю и надзору (1,2%) и на МВД (1,08%).

Оценка деятельности контролирующих органов Калининградской области проводилось путем анонимного анкетирования согласно репрезентативной выборке. Всего в опросе приняли участи представители 361 компании.

К похожим выводам пришли авторы доклада «Инновационная деятельность в России» — Российская школа экономики и PricewaterhouseCoopers, которые попросили глав 100 крупных Российских компаний оценить ситуацию с инновациями в 2008-2010 годах. 67% респондентов основной проблемой сдерживающей эффективное внедрение инноваций назвали таможенный контроль.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*