С учетом последних поручений Президента РФ и Правительства РФ в Докладе рассматриваются основные темы, актуальные для бизнес-сообщества и нашедшие поддержку на концептуальном уровне в органах государственной власти. Это открытость обязательных требований, которым должны соответствовать подконтрольные субъекты, как первый шаг к их систематизации и актуализации. А также внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности: предложения предпринимательского сообщества.
{spoiler title=Вступительное слово к докладу «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации-2015» Президента РСПП, А.Н. Шохина >> opened=0}
Авторы доклада провели глубокий анализ состояния контрольно-надзорной деятельности и выработали практические предложения по значимым вопросам реформы.
Российский союз промышленников и предпринимателей активно участвует в обсуждении актуальных вопросов улучшения делового климата в Российской Федерации. Одной из наиболее обсуждаемых тем последнего времени является совершенствование контрольно-надзорной деятельности, в том числе разработка «дорожной карты» преобразований и нового базового федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре в Российской Федерации.
Данная тема постоянно затрагивается в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, сама проблематика широко обсуждается в прессе, экспертном и предпринимательском сообществе. Одной из самых активных площадок для обсуждения является профильный Комитет РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров.
Вот уже несколько лет на регулярно проводимой РСПП Неделе российского бизнеса Комитетом представляется доклад о состоянии системы государственного контроля в Российской Федерации, положения которого активно цитируются в прессе, рассматриваются в ходе экспертных обсуждений и используются при выработке государственных регулирующих решений.
Реформирование контрольно-надзорной деятельности представляет собой сложную задачу, предполагающую достижение баланса интересов общества, государства и бизнеса, причем, с точки зрения внедрения риск-ориентированного подхода, все заинтересованные группы являются скорее союзниками, чем оппонентами. Необходимо, чтобы консенсус сохранялся не только на уровне идеи, но и на стадии реализации.
Авторы доклада провели глубокий анализ состояния контрольно-надзорной деятельности и выработали практические предложения по значимым вопросам реформы. Надеемся, что контуры предложенных «целевой модели риск-ориентированного подхода» и «целевой модели раскрытия обязательных требований» в дальнейшем найдут свое отражение в законодательстве и практической работе контрольных органов.
А.Н. Шохин,
президент РСПП.
{/spoiler}
{spoiler title=Вступительное слово к докладу «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации-2015» члена Бюро Правления РСПП А.Б. Усманова >> opened=0}
Работу по исключению избыточных обязательных требований и их актуализации необходимо проводить, ориентируясь на лучшие международные аналоги, а первым шагом на этом пути должна стать инвентаризация и раскрытие всех обязательных требований.
Современное состояние глобальной экономики ставит перед российским бизнесом важные и ответственные задачи. В ситуации, когда международная конъюнктура сырьевых материалов упала в разы, растет значимость несырьевого экспорта, роста востребованности нашей продукции в мире, конкурентоспособности отечественных компаний.
Сегодня Правительство России оказывает всестороннюю поддержку предприятиям в вопросах импортозамещения, но необходимость повышения конкурентоспособности обязывает обращать внимание на потенциальные источники снижения издержек, которым в более благоприятных условиях не уделялось должного внимания. Компании стараются оптимизировать собственные бизнес-процессы, однако значительная часть издержек предопределяется государственным регулированием предпринимательской деятельности. Размер этих затрат и их целесообразность не всегда могут быть полноценно обоснованы. В результате возрастает избыточная нагрузка на бизнес, что негативно сказывается на работниках. Российские предприниматели оказываются в неравных условиях с зарубежными конкурентами с меньшим объемом издержек.
Важно проанализировать, какие из обязательных требований, предъявляемых к предпринимателям, действительно связаны со сферой ответственности государства — безопасностью жизни и здоровья граждан, защитой окружающей среды и других охраняемых ценностей; какой уровень защиты является необходимым и обоснованным и какими методами он должен обеспечиваться с точки зрения их экономической эффективности и научной обоснованности. Работу по исключению избыточных обязательных требований и их актуализации необходимо проводить, ориентируясь на лучшие международные аналоги, а первым шагом на этом пути должна стать инвентаризация и раскрытие всех обязательных требований.
Поддерживаю инициированное РСПП обсуждение контуров будущей системы риск-ориентированного подхода. Для бизнеса важно, что предложенные принципы предполагают прозрачность критериев оценки риска, понятность методики их расчета, открытость и доступность информации об обязательных требованиях к конкретной сфере хозяйственной деятельности, их посильность и адекватность.
В сокращении проверок добросовестных предпринимателей, длительное время работающих без грубых нарушений, заинтересованы как контролирующие органы, так и сам бизнес. Возможность сокращения затрат ресурсов, связанных с проверками, создает дополнительные стимулы к дальнейшим инвестициям в системы менеджмента качества на предприятиях. Улучшает инвестиционный климат страны. Уверен, что работа по реформе регулирования, в том числе в части контрольно-надзорной деятельности, будет продолжена и РСПП примет в ней самое активное участие.
А.Б. Усманов,
член Бюро Правления РСПП.
{/spoiler}
{spoiler title=Вступительное слово к докладу «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации-2015» Министра Российской Федерации М.А. Абызова >> opened=0}
В первую очередь, хочу высказать слова благодарности авторам, подготовившим данный доклад. Работа была проделана всеобъемлющая. Данный аналитический отчет представляет собой результат большой работы по оценке влияния контрольно-надзорной деятельности на российский бизнес. Это важный аналитический документ, который дает нам четкое представление о том, как контрольно-надзорные функции отражаются не только в целом на бизнес-климате, но и на конкретном предпринимателе в каждой точке страны. Аналогов данной аналитике нет, и она является, как правильно подчеркивают ее создатели, «отправной точкой дискуссии» о дальнейших действиях, необходимых для выстраивания эффективной и нацеленной на снижения нарушений законодательства системы контроля и надзора.
Подготовка доклада о состоянии контрольно-надзорной деятельности Российским союзом промышленников и предпринимателей с участием ключевых экспертов и ведущих национальных университетов уже фактически стала ежегодной традицией. Текущий доклад посвящен двум крайне важным темам в этой сфере: внедрению риск-ориентированного подхода и проблеме систематизации обязательных требований. В докладе представлен рейтинг органов контроля по открытости обязательных требований. Считаю это ключевой составляющей работы по дальнейшему совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Опыт лучших практик должен быть изучен и доступен для всех.
Критически важно учитывать точку зрения бизнеса при планировании дальнейших действий по реформированию контрольно-надзорной системы. Данный аналитический доклад дает нам хорошее представление о том, как контроль воспринимается предпринимателями. Представлена исчерпывающая точка зрения бизнеса по важным вопросам риск-ориентированных проверок и проблематике, связанной с доступностью, понятностью и применением обязательных требований. И главное, в докладе описаны не только проблемы, с которыми сталкивается бизнес, но и предложены варианты их решения. Конструктивный подход к проблеме особенно ценен.
Отдельно стоит отметить детализированный анализ ведомственных подходов к анализу и применению рисков. Такая тщательная детализация позволяет нам оценить эффективность, правильность подходов, понять, где их можно улучшить и на что стоит обратить внимание экспертного сообщества и представителей бизнеса. Как правильно отмечают авторы доклада, риск-ориентированный подход — это не косметическое изменение в работе контрольно-надзорных органов, а структурное, систематическое, которое способно радикальным образом повлиять на подход к контролю за соблюдением законодательства предпринимателями. Именно поэтому пониманию и анализу риск-ориентированных процессов стоит уделять пристальное внимание, что и делают авторы данного доклада.
Считаю важным всем заинтересованным в улучшении системы контроля и надзора в Российской Федерации внимательно ознакомиться с данным аналитическим докладом. Уверен, что материалы представленного доклада будут использованы при работе по подготовке и реализации «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в 2016-2017 гг.
Уверен, что следующий доклад будет иметь такой же системный и прикладной характер.
М.А. Абызов,
министр Российской Федерации.
{/spoiler}
{spoiler title=Вступительное слово к докладу «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации-2015» Статс-секретаря-заместителя Министра экономического развития Российской Федерации О.В. Фомичева >> opened=0}
Систематизация, актуализация, исключение дублирующих, устаревших и избыточных обязательных требований является одним из ключевых направлений «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 гг.
Представленный доклад посвящен двум крупным направлениям реформирования системы контрольно-надзорной деятельности: внедрению риск-ориентированного подхода и сокращению избыточных и дублирующих обязательных требований.
Риск-ориентированный подход должен стать основным инструментом, позволяющим, с одной стороны, повысить эффективность деятельности органов государственного контроля (надзора), уровень соблюдения обязательных требований, а с другой — максимально уйти от избыточных проверок, особенно в отношении предприятий, чья деятельность не связана с высокими рисками причинения вреда.
Не меньшее значение имеет и вопрос качества обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении мероприятий по контролю.
Наряду с широко публикуемыми законодательными актами, источниками обязательных требований являются многочисленные ведомственные акты, а также акты органов власти СССР и РСФСР, действие которых не отменено. Такие обязательные требования, как правило, не соблюдаются субъектами предпринимательской деятельности, поскольку участники рынка не знают об их существовании, не могут с ними ознакомиться, в том числе по причине отсутствия текстов обязательных требований в свободном доступе. Либо такие требования не соответствуют современным рыночным реалиям, уровню развития техники, а зачастую просто абсурдны.
Признание и описание проблемы — первый шаг к ее решению. Действующие в настоящее время инструменты оценки регулирующего воздействия, оценки фактического воздействия играют положительную роль, но их пока недостаточно для кардинального улучшения качества обязательных требований. Систематизация, актуализация, исключение дублирующих, устаревших и избыточных обязательных требований является одним из ключевых направлений «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 гг.
О.В. Фомичев,
статс-секретарь-заместитель министра экономического развития Российской Федерации.
{/spoiler}
{spoiler title=Вступительное слово к докладу «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации-2015» Ректора НИУ ВШЭ Я.И. Кузьминова >> opened=0}
Считаю обозначенные в докладе направления: модернизация системы обязательных требований, предъявляемых к предпринимателям, и внедрение риск-ориентированного подхода — ключевыми с точки зрения успеха реформы.
Высшая школа экономики давно и системно занимается вопросами реформы государственного управления. Одним из важнейших направлений является совершенствование контрольно-надзорной деятельности государства. Представленный доклад — уже шестой, подготовленный экспертами НИУ ВШЭ.
Текущая система контрольно-надзорной деятельности, по разным оценкам, «стоит» российской экономике в терминах непосредственных издержек бизнеса от 1,5% до 7,5% ВВП. В условиях непростой экономической ситуации багаж крайне неэффективной, во многом искусственно созданной системы государственного регулирования должен быть кардинально пересмотрен для быстрого оживления экономики.
Система целей реформирования государственного контроля должна быть направлена на балансировку интересов общества, бизнеса и государства. Общество нуждается в повышении реального уровня защищенности, для бизнеса контрольно-надзорная деятельность государства со всеми сопутствующими разрешительными процедурами, экспертизами, лицензированием, сетью подведомственных организаций — это наиболее затратная часть взаимодействия с государством. Государство также заинтересовано в повышении эффективности государственного контроля, поскольку уровень содержания «контролеров» явно не соответствует масштабу их полномочий, способных остановить бизнес, причинив многомиллионные убытки. При этом наносится ущерб не только предпринимателям, но часто и работникам, населению, даже национальным интересам страны, ставшим заложникам ситуации.
Считаю обозначенные в докладе направления: модернизация системы обязательных требований, предъявляемых к предпринимателям, и внедрение риск-ориентированного подхода — ключевыми с точки зрения успеха реформы.
Я.И. Кузьминов,
ректор НИУ ВШЭ.
{/spoiler}
{spoiler title=Вступительное слово к докладу «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации-2015» Председателя Комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров А.В. Варичева >> opened=0}
Результаты оценки и предложения по совершенствованию сложившейся ситуации, изложенные в докладе, предлагается рассматривать как приглашение к дискуссии по проблемам реформирования контрольно-надзорной деятельности.
Комитет по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров представляет очередной доклад, оценивающий состояние системы государственного контроля в Российской Федерации.
В 2015 году Комитет ушел от отстраненного анализа происходящих изменений по широкому кругу проблем контрольной деятельности государства.
Мы сосредоточились на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
В представленном докладе сформулированы 10 принципов внедрения риск-ориентированного подхода, сделана оценка соответствия этим принципам в 5 пилотных видах государственного контроля:
• ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
• ОХРАНЕ ТРУДА;
• ЭКОЛОГИЧЕСКОМ;
• ПОЖАРНОМ;
• САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ.
Результаты оценки и предложения по совершенствованию сложившейся ситуации, изложенные в докладе, предлагается рассматривать как приглашение к дискуссии по проблемам реформирования контрольно-надзорной деятельности.
Комитет по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров в 2016 г. продолжает активную работу по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
Мы, как и наши союзники и коллеги, планируем принять участие в разработке и обсуждении нового проекта федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации», разработке и реализации «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации.
А.В. Варичев,
председатель комитета РСПП по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности
и устранению административных барьеров.
{/spoiler}
ФОТОМАТЕРИАЛЫ{gallery}/rspp/20160322/gallery/{/gallery}
ПРЕЗЕНТАЦИИ
Отправить ответ