Прорыв возможен. Государственная Дума предлагает программу модернизации промышленности.

У России большой позитивный потенциал. Это растущий внутренний спрос, богатые природные ресурсы, выгодное расположение, доступ к основным мировым рынкам, высокий уровень базового образования населения, 150 млн русскоговорящего окружения. По всем объективным показателям, мы должны быть в числе мировых экономических лидеров и одной из самых привлекательных для жизни и ведения бизнеса стран в мире. Но все эти преимущества нивелируются старой социально-экономической системой.

Мы предлагаем путь модернизации без остановок, в рамках новой индустриализации страны — это путь быстрого экономического развития, диверсификации, путь создания современной высокоразвитой экономики, основанной на государственном регулировании и мощном промышленном потенциале.

Мы убеждены, что главным локомотивом решения этой задачи должен стать промышленный сектор, который является основой любой развитой экономики.

Российская экономика за последние 20 лет понесла значительные потери. За этот период доля обрабатывающей промышленности в валовой добавленной стоимости и в занятости упала вдвое. А производительность в машиностроении за последние 10 лет сократилась в 6 раз. Экспортируется менее 20% выпуска российского машиностроения. В общем объеме экспорта продукция отрасли практически незначима, за исключением экспорта военной техники.

Только современный развитый индустриальный сектор может обеспечить быстрый и качественный рост экономики, так как именно промышленность обеспечит наиболее высокие из всех секторов темпы прироста производительности труда и окажет высокий мультипликативный эффект на другие отрасли и секторы.

Сегодняшняя структура российской экономики открывает значительные инвестиционные ниши для создания рабочих мест: в первую очередь в секторе предприятий, ориентирующихся на высокий внутренний спрос; в производствах по глубокой переработке российского сырья и ресурсоемких производствах, ориентированных в основном на экспорт; в традиционных высокотехнологичных российских отраслях — энерго, атомном и других секторах машиностроения; в имеющих огромный потенциал развития сельском хозяйстве и жилищном строительстве; в секторе «новой экономики» — «постиндустриальных» отраслях и частных компаниях, которые должны занять свои места в социальной сфере (медицина, образование, социальные услуги). И, конечно, новые рабочие места могут создаваться за счет дальнейшего развития крупных государственных производств и аффилированного с ними малого бизнеса, как бизнеса услуг, так и производственного.

Создание новых рабочих мест потребует значительного числа трудовых ресурсов, но Россия обладает необходимым потенциалом для их привлечения. В первую очередь это — высвобождающиеся работники из непроизводительных предприятий: не менее половины занятых. Во-вторых, государственная служба и бюджетные организации, где можно сократить численность занятых: бюджетный сектор — в два раза, полицейских — втрое (70%), армия и вольноопределяющиеся — в два раза, госаппарат — в два раза (за счет аутсорсинга).

Следует привлечь и такой ресурс, как незанятое в экономической жизни население (молодые пенсионеры, инвалиды) за счет использования гибкого пенсионного возраста и создания современных рабочих мест для этих категорий. Возможно и вовлечение самозанятых, например, на основе развития туризма в сельской местности.

Для раскрытия имеющегося потенциала российской экономики наша юридическая система должна обладать инвестиционным климатом — как на федеральном, так и на региональном уровне — не менее благоприятным, чем у стран наших конкурентов в Европе и Азии.

Для этого необходимо реализовать ряд системных решений:

— Приоритетное стимулирование прямых государственных и иностранных инвестиций необходимых как для привлечения финансовых ресурсов, так и новейших технологий для адаптации их в российской экономике (Стабфонд России из американских банков должен направляться в инфраструктуру экономики страны);

— «Налоговый маневр», оптимизация структуры и налоговых ставок, создание конкурентной структуры налогообложения, стимулирующей развитие, перенос налоговой нагрузки с производственного сектора на природную ренту, имущество, потребление, прежде всего акцизы на табак и алкоголь. Российская налоговая юрисдикция должна быть конкурентоспособна с нашими быстроразвивающимися соседями;

— Конкурентные тарифы естественных монополий (вместо тарифов — «равной доходности» и инвестиционных затрат) как важнейший фактор, стимулирующий рост промышленного производства и обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики;

— Усиление технического регулирования, переход на международные ГОСТы (ISO);

— Создание агентств по защите прав потребителей финансовых услуг, продукции и услуг естественных монополий и пр.;

— Создание равных условий для государственных и частных предприятий в секторе оказания социальных услуг, предусмотрев для них систему стимулов, аналогичных с инвесторами в производственный сектор;

— Создание в первые три года после принятия программы 5 млн рабочих мест в основных промышленных парках и территориальных промышленных комплексах, которые будут модернизироваться;

— Обеспечение свободного и эффективного перемещения грузов по территории России, субсидирование государством тарифов в дальних регионах;

— Принятие плана комплексного стратегического развития инвестиций в производственный сектор, масштабное государственное финансирование развития инфраструктуры. Использование госгарантий и целевых государственных облигационных займов. Переход к 5-летнему сквозному индикативному планированию — максимально на 20 лет;

— Принятие программы стимулирования инвестиций в оборонные предприятия, по средствам создания государственного лизингового и кредитного агентства, которое будет кредитовать перевооружение ОПК под 2-3% годовых на длительные сроки;

— Инвестиции должны идти в создаваемые федеральные промышленные районы (кластеры), т.е. территориальные промышленные комплексы отраслевой и межотраслевой кооперации — такие как, например, Уральский промышленный ТПК;

— Создание агентства (или спецкомитета) по науке и технике при правительстве по привлечению средств в наукоемкие производства на направлениях главного удара, создание единой информационной среды в НИОКР;

— Создание Российско-Европейского и Российско-Азиатского центров по обмену промышленными технологиями (варианты прикладных «Сколково-2» и «Сколково-3») в интересах российских предприятий — своеобразных наших системных инструментов по привлечению мировых технологических новинок и коммерциализацией наших разработок ОПК на международных рынках.

Для контроля за реализацией программы Госдума должна получать от правительства ежегодный отчет по 20-30 конкретным целевым показателям и федеральным целевым программам.

И главное, нам, законодателям, все это надо будет отразить в законе о промышленной политике, который и станет фундаментом модернизации страны. Доработать закон предстоит в ближайшие месяцы.

Индексы промышленного производства, по общему объему

 

Павел Дорохин,
заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Свой сахар слаще

Впрочем, как заметил председатель комитета ТПП по промышленному развитию Валерий Платонов на «круглом столе» «Актуальные вопросы импортозамещения и развития внутреннего рынка промышленной продукции: законодательные и технологические аспекты», задача эта не только, вернее, не столько политическая. Речь идет о национальной и экономической безопасности страны, развитии внутреннего рынка. Вступление России в ВТО должно подтолкнуть власть по-новому осмыслить проблемы защиты отечественного товаропроизводителя. И здесь, кстати, не грех присмотреться к опыту Старого Света. Три европейских государства — Германия, Франция, Италия — способны «завалить» всю Европу своими автомобилями, сказал Валерий Платонов. Тем не менее и другие страны: Чехия, Швеция, Венгрия, Польша и др. — старательно и бережно развивают и поддерживают свой автопром. «Если, например, мы закроем АвтоВАЗ, для авторынка как такового большой трагедии не произойдет, — сообщил он «РГБ», — но без работы останутся сотни тысяч людей не только в Тольятти, но и в других городах, где производят комплектующие. И дело даже не в том, что безработным придется платить пособия. Сентенцию «труд создал человека» еще никто не отменял. Без дела люди деградируют. Поэтому импортозамещение — это стимул для развития общества и государства».

Однако, заметил вице-президент Национальной технологической палаты Петр Титов, необходимо определиться, что для государства важнее: сам процесс или же результат — конкурентоспособная продукция на основе кооперации российских предприятий. Если процесс, то здесь у нас с законодательным обеспечение все в порядке: на тему «процессов» в стране написаны тысячи законов. В том числе и недавно вступивший в силу 44-ФЗ. А результату поспособствует скорейшее принятие закона о промышленной политике, который все никак не созреет в недрах минпромторга. В ст. 19 он четко устанавливает приоритет для отечественной продукции при проведении не только госзакупок, но и закупок «отдельными видами юридических лиц». Принятие закона о промполитике поспособствует старту эволюционного развития законодательной среды для социально-экономического подъема России, считает Петр Титов. Но для того, чтобы этот ФЗ начал работать, необходимы не только «профильные» подзаконные нормативно-правовые акты, но и одновременное принятие закона о государственном стратегическом планировании как макросреды для долгосрочных заказов. Но при этом эксперт не исключает, что нынешняя промышленная среда будет поначалу отторгать закон о промполитике. Поэтому прежде всего, уверен Титов, необходимо «импортозаместить» отжившие свое индустриальные технологии.

Замгендиректора компании «Российская электроника» Арсений Брыкин отметил, что при этом не стоит поддаваться соблазну «заместить» все и вся: в современном мире без кооперации не обойтись. Но сначала нужно четко определить потребности внутреннего рынка и его масштабы: Россия, Таможенный союз или СНГ? Учитывая, что со следующего года мы уже должны жить в Едином экономическом сообществе с Белоруссией и Казахстаном, под внутренним рынком логичнее подразумевать ТС.

Здесь необходимо иметь в виду еще и особенности потребительского менталитета. Когда нам необходим какой-либо продукт, в первую голову мы обращаем внимание на его качество и цену; страна происхождения в этом случае может играть чуть ли не последнюю роль. Дело тут не в космополитизме: потребитель ищет выгоду. И требование, чтобы завод, допустим, из Калининграда покупал шурупы не в Польше, а во Владивостоке говорит не о патриотизме, а идиотизме. Поэтому, считает Брыкин, мало произвести качественный и конкурентоспособный продукт, надо еще интегрировать его в новую цепочку поставок. Именно разрушение старых логистических схем при переходе на импортозамещение может быть наиболее болезненным для предприятий.

Еще как пример здесь можно привести апрельский контракт «Силовых машин» на поставку турбин в Финляндию: при проведении торгов питерская компания обошла не какую-то там «шарашкину контору», а немецкий «Сименс». Вот что значит налаженные логистические связи вкупе с качеством товара! «Низкая конкурентоспособность отечественного оборудования — это миф, который выгоден исключительно глобальным компаниям. Он наносит ущерб нашей промышленности, лишая ее возможности разрабатывать и внедрять перспективные технологии», — считает гендиректор НП «Союз инженеров-энергетиков» Николай Татаринов.

Профильный комитет ТПП РФ по итогам «круглого стола» принял обращение к правительству с просьбой дополнить госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» новым разделом по восстановлению в России производства элементной базы для ОПК, номенклатура которой у нас сейчас практически отсутствует. Это будет способствовать реальному импортозамещению в сегменте промышленных технологий на внутреннем рынке, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест, а также обеспечит существенные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. Также необходимо как можно скорее разработать и утвердить систему государственного протекционизма в отношении импортозамещения и производства приоритетных российских промышленных продуктов.

Ирина Фурсова

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*