– В 2012 году при активном участии ТПП РФ был принят ряд важных для бизнеса проектов и поправок в законодательство. Ряд изменений разрабатывался экспертами Палаты самостоятельно. Перечислю наиболее принципиальные позиции.
При рассмотрении новой редакции ГК РФ были поддержаны предложения об усилении защиты имущественных прав юридических лиц в случае причинения ущерба правомерными действиями государственных органов и их должностных лиц, устранены коллизии норм ГК и законодательства о недрах, водного, лесного законодательства.
Кроме того, планируется отменить обязательность перечисления в уставе НКО видов деятельности, приносящих доход. Вместо этого в нем должны быть определены направления такой деятельности. В редакции второго чтения также установлено, что уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах и о создании филиалов и открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации, а не высшим органом, как это было в редакции первого чтения.
Отдельным направлением реализации положений Концепции можно рассматривать создание федеральной контрактной системы. Ко второму чтению законопроекта «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» Палатой подготовлен и направлен в профильный комитет Госдумы пакет из 73 поправок. Закон будет рассмотрен в январе 2012 года.
Отмечу, что учтены поправки Палаты в части обязательного привлечения экспертов в случае одностороннего расторжения контракта по инициативе заказчика, поправки, касающиеся проведения закупок у малого бизнеса, а также поддержки отечественных товаропроизводителей и др.
Приоритетным направлением в 2012 году являлось законодательное обеспечение формирования эффективной промышленной политики. Нами была подготовлена новая редакция законопроекта «О промышленной политике в РФ», в которой урегулированы вопросы разработки и реализации концепции развития промышленности, утверждаемой правительством на пятилетний период. Проектом предполагается создание Национального промышленного совета.
Эксперты Палаты сопровождали на всех стадиях законотворческого процесса проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», принятый Госдумой в конце декабря 2012 года. Разработчиками на стадии нулевого чтения был учтен ряд замечаний бизнеса, в частности, расширены возможности получения бесплатного образования в образовательных организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм; исключены положения об обязательном создании СРО в сфере образования и др.
В 2012 году ТПП России поставила перед органами государственной власти вопрос об отнесении торгово-промышленных палат к объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Из Минэкономразвития России получены разъяснения о том, что перечень объектов инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий не является исчерпывающим, таким образом, к указанным объектам могут быть отнесены любые организации, отвечающие требованиям программ развития субъектов малого и среднего бизнеса, в том числе торгово-промышленные палаты.
В Федеральный закон от 25 июня 2012 года № 94-ФЗ «О госзакупках» включен ряд предложений ТПП РФ: численность работников при применении патентной системы налогообложения увеличена до 15 человек; предельный размер выручки по упрощенной и патентной системам налогообложения установлен в размере 60 млн рублей с возможностью ежегодной корректировки на коэффициент-дефлятор; действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход сохранено до 2018 года и установлен добровольный принцип ее применения.
Кроме того, ряд ключевых налоговых предложений Палаты включен в финальный текст дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования», разработанной Агентством стратегических инициатив.
Палата также поддержала в 2012 году пакет законопроектов, направленных на введение нулевой ставки налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей. Это было сделано, чтобы нивелировать некоторые издержки для отечественных производителей в связи с вступлением России в ВТО.
В связи с обращением территориальных ТПП в Верховный суд направлено письмо по проблеме своевременной оплаты расходов палат, проводящих судебные экспертизы по поручению судов общей юрисдикции. В утвержденном Верховным судом обзоре судебной практики предложения территориальных палат частично отражены.
В 2013 году предстоит дорабатывать ко второму чтению проект закона «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Ряд поправок Палаты был учтен разработчиками: об обязанности государственных органов отвечать на заключения уполномоченного, о подготовке уполномоченным ежегодного доклада Президенту РФ и др. Однако ряд вопросов еще предстоит уточнить. Так, Палата предлагает дополнить проект положением о том, что уполномоченный вправе назначать общественных уполномоченных по определенным направлениям деятельности и определять их правовой статус.
Кроме того, в проекте закона должен быть зафиксирован исчерпывающий перечень оснований для приостановления уполномоченным ненормативных актов органов местного самоуправления.
Предстоит принять пакет крайне важных для бизнеса проектов, подлежащих разработке в связи с принятием новой редакции Гражданского кодекса РФ («О государственной регистрации прав на недвижимое имущество», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др.), а также пакет подзаконных нормативно-правовых актов, подлежащих разработке в связи с принятием Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг».
В части совершенствования законодательства о развитии малого и среднего бизнеса, а также сокращения административных барьеров планируем поддержать и предложить ряд дополнений к правительственному проекту, предусматривающему продление срока действия норм закона № 159-ФЗ о «малой приватизации» до 1 июля 2015 года, снятие ограничений на максимальный размер площади выкупаемых арендаторами – субъектами малого и среднего бизнеса помещений, закрепление минимального срока рассрочки – 3 года и др.
Будем совместно с Минобрнауки РФ работать над основами долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности, а в апреле 2013 года проведем ежегодный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век».
Региональные законы об инновационной деятельности и инновационном развитии приняты более чем в сорока субъектах Российской Федерации. Это говорит о назревшей необходимости федерального регулирования инновационной политики. В 2013 году следует вернуться к обсуждению вопроса о подготовке рамочного проекта закона о государственной поддержке инновационной деятельности, ускорить разработку проекта закона о технопарках.
Кроме того, в 2013 году будем активно работать над проектом закона «Об основах государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанным Минэкономразвития.
В Палате сформирован план мониторинга правоприменения на 2013 год, который в ближайшее время будет направлен в территориальные палаты, профильные комитеты, членские организации. Палате крайне важно своевременно получать предложения и информацию о складывающейся на местах практике правоприменения.
Известно, что ТПП России, территориальные торгово-промышленные палаты активно участвуют в процедуре оценки регулирующего воздействия (ОРВ) нормативно-правовых актов и их проектов. Учитывая, что с 2013 года под ОРВ будут подпадать также акты налогового законодательства и правительственные поправки, вносимые ко второму чтению проектов, а с 2014 года эту практику планируется распространить на акты регионального и муниципального уровней, в системе ТПП РФ предстоит выстроить отчасти новые механизмы проведения такой экспертизы, не выходя за устанавливаемые Минэкономразвития РФ сроки.
В 2013 году Палата также планирует участвовать в экспертизе правительственных проектов законов о противодействии незаконным финансовым операциям, об исключении из закона о защите конкуренции уведомительного контроля отдельных сделок, о трансграничной несостоятельности (банкротстве) и др.
Можно отметить, что в 2013 году планируем инициировать изменения в Регламент Госдумы, направленные на усиление роли ТПП РФ в законотворческом процессе. На наш взгляд, все законопроекты, затрагивающие интересы бизнеса, должны направляться в Палату на экспертизу.
В 2012 году ТПП России сопровождала более 100 законопроектов и проектов иных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей. В органы государственной власти было направлено 81 экспертное заключение по проектам федеральных законов, внесено 25 пакетов поправок к наиболее важным для бизнеса законопроектам. В Минюст направлялись результаты мониторинга правоприменения в сфере регулирования торговой деятельности, регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, таможенного и налогового законодательства и пр.
Подготовил Сергей Тюрин,
ТПП-Информ
Отправить ответ