Владимир Путин выполнил очередное предвыборное обещание — в России появился уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей. «Текущие проблемы, когда предприниматель сталкивается с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией, административными барьерами, нужно решать уже сегодня, — заявил президент на Санкт-Петербургском экономическом форуме. — Именно поэтому в России создается новый специальный институт уполномоченного по правам предпринимателей — как отечественных, так и иностранных, хочу подчеркнуть. Он получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные и нормативные акты до решения суда. И в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
Кандидатов на должность федерального омбудсмена по защите предпринимателей выдвигали все три российских бизнес-ассоциации — «Опора России», «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Агентство стратегических инициатив (АСИ). В результате в шорт-лист вошли четверо: глава «Опоры России» Сергей Борисов, член бюро правления РСПП Игорь Юргенс, руководитель «Деловой России» Борис Титов и адвокат Михаил Барщевский. Из них Владимир Путин «по итогам консультаций с бизнес-сообществом» выбрал Бориса Титова. Примечательно, что Игорь Юргенс после этого написал заявление о выходе из президентского совета по правам человека, прокомментировав это так: «РСПП выдвинул меня кандидатом на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Президент назначил уполномоченным Титова. Правами предпринимателей, чем я занимался в президентском совете, сейчас логичнее заниматься Титову».
О том, какие полномочия будут предоставлены бизнес-омбудсмену и как эти полномочия будут использоваться, «Эксперт» расспросил уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
— На новой должности вы сохраните за собой пост председателя «Деловой России»?
— К сожалению, нет. По закону это допускается — участие в общественных организациях не противоречит регулированию для чиновников, если это не делается на компенсационной основе, то есть если ты не получаешь в этой общественной организации зарплату. Но есть понимание того, что уполномоченный по правам предпринимателей должен быть равноудален от всех предпринимательских организаций. Или, правильнее сказать, равно приближен ко всем.
— Многие наблюдатели отметили, что само появление омбудсмена по бизнесу означает, что традиционные институты — суд, правоохранительные органы — не исполняют должным образом свои функции. Вы тоже так считаете?
— Если говорить от лица предпринимателей, то мы, конечно, сегодня не верим в прозрачность и объективность российского суда и его профессионализм. Хотя в минимальном объеме суд и выполняет свою функцию, по большому счету, строить серьезную, эффективную корпоративную систему у нас в стране на базе существующей судебной системы и правоохранительных институтов, наверное, невозможно. Проблема даже не в законодательной сфере — у нас достаточно развитая законодательная база. Но правоприменение отвратительное. Это чисто управленческая проблема, и, к сожалению, та бюрократическая, неконкурентная система, которая сейчас построена, не дает возможности для эффективного функционирования правовых механизмов. Поэтому нужны новые инструменты, которые обеспечивают более эффективное правоприменение.
— В связи с этим как вы представляете свою миссию в качестве омбудсмена?
— Сделать так, чтобы у нас была нормальная, открытая экономическая система, в которой предприниматель чувствует себя комфортно. Конечно, никто никогда не бывает на сто процентов удовлетворен существующими условиями — не бывает черного и белого, всегда есть разные оттенки серого. Но преобладающий цвет должен быть отчетливо светло-серый.
Потому что сегодня, приходя в Россию, каждый инвестор боится, что у него отнимут собственность. Отсюда уверенность, что здесь нельзя на долгосрочной основе развиваться, допустимы только краткосрочные проекты. Поэтому у нас больше портфельных инвесторов, чем стратегических. Сюда идут только те, кто рассчитывает на сумасшедшие прибыли, которые окупят высокие риски.
И мы сегодня, конечно, должны изменить всю систему. Сейчас у нас сырьевая модель экономики, а такая модель подразумевает серьезное развитие именно государственной части экономики и, соответственно, укрепление государственного управления. Поэтому чиновников у нас очень много, и каждый из них пытается капитализировать свои властные возможности. Поэтому коррупция растет вместе с развитием сырьевой модели. И сегодня главная проблема для бизнеса не просто рейдерство, как раньше, когда предприниматели между собой делили собственность, а чиновничье рейдерство. Мы во многих случаях видим отъем бизнеса чиновниками, и они этого даже не скрывают. Поэтому главная задача — поставить барьер перед использованием властных преимуществ для отъема бизнеса у предпринимателя.
Кроме того, у нас 13 600 человек сидят за экономические преступления, а всего осуждено за них — то есть считая условные сроки и еще не снятые судимости — сто двадцать с лишним тысяч человек. 13 тысяч кажется не очень много, но 120 тысяч осужденных — это огромная проблема. Плюс огромное количество преследований, возбужденных уголовных дел, которые не дошли до суда. По нашим оценкам, с уголовным преследованием по экономическим статьям сталкивался каждый шестой российский предприниматель. Это, конечно, надо останавливать.
— Как вы видите взаимодействие и разделение функций между омбудсменом и подразделением Генпрокуратуры по защите прав предпринимателей?
— Я вижу прокуратуру как оружие, острый меч, который мы будем использовать для решения наших задач. В каждом конкретном случае мы будем делать оценку — юридическую либо общественную, — чтобы для себя уяснить: прав предприниматель или у него самого рыльце в пушку. Часто, к сожалению, это тоже бывает, когда некий господин просто ворует бюджетные деньги, но при этом тоже считается предпринимателем. На основании сделанных оценок мы выносим общественное мнение, прав ли данный предприниматель. А потом говорим прокуратуре: общественность считает, что в данном случае сотрудники правоохранительных органов специально нападают на предпринимателя, чтобы отобрать у него собственность, используя свои силовые ресурсы. И прокуратура на базе нашего общественного мнения прекращает уголовные дела против этого бизнесмена и уже как орган государственного расследования начинает заново всю ситуацию анализировать. Мы надеемся, что будет именно так.
— Когда будет известно, какие именно полномочия вы получите?
— Сейчас известно о нескольких видах полномочий, которые назвал президент в своей речи на Санкт-Петербургском экономическом форуме. Первое — это возможность приостанавливать нормативные ведомственные акты, то есть подзаконные акты. Это очень серьезные полномочия. Конечно, если мы получим право приостановить акт налоговой или санитарной проверки, то надо уметь пользоваться этим инструментом, чтобы не навредить. Ведь если мы будем в общественном мнении ассоциироваться с какими-то корпоративными спорами, это будет очень плохая ситуация.
Второе полномочие — право представлять интересы бизнеса в судах и обращаться в суды от своего имени. Это очень важная функция, потому что предприниматели сейчас боятся бороться в суде с чиновниками и силовиками. Все понимают, что проще договорится с силовиками, чем вступать с ними в долгосрочный конфликт с очень серьезными рисками. Поэтому возможность омбудсмена снять с предпринимателя риски прямых разбирательств с силовиками, в том числе судебных, — это очень важный момент.
Кроме того, президент упоминал о таком важном полномочии, как право представлять в судах интересы неограниченного числа лиц. Например, есть группа производителей какой-то продукции, которых незаконно прессует санитарная инспекция. Мы можем выходить в суды от имени неограниченного числа этих производителей и судиться с санинспекцией. Это очень серьезные полномочия — сейчас такие есть только у прокуратуры.
Но пока эти полномочия еще не зафиксированы на бумаге, поэтому что-то может быть опущено, а что-то новое появится. Президент дал поручение до 1 декабря принять соответствующий закон, и мы сейчас его готовим. Я надеюсь, что сумеем все сделать раньше поставленного срока, хотя надо будет проводить три чтения в Госдуме.
— Президент сказал, что приемная уполномоченного по защите прав предпринимателей начнет работу через несколько недель. Сейчас уже понятно, где она будет находиться и как функционировать?
— Мы сейчас еще только обсуждаем и структуру аппарата, и то, как он должен работать и где находиться. Понятно, что приемная должна быть размещена там, куда предприниматели будут иметь свободный доступ, хотя бы к юридическим консультациям. И у нас должны работать юристы, которые обеспечат эту функцию.
Сейчас пока ясно одно: аппарат начнет работать раньше, чем будет принят закон об уполномоченном по защите прав предпринимателей. Даже без полномочий, которые будут прописаны в законе, мы начнем работать на базе тех институтов, которые уже созданы, — через Центр общественных процедур по предотвращению коррупции, через «Деловую Россию», через РСПП и их комиссию по этике, через независимый третейский суд Торгово-промышленной палаты. Мы начнем использовать эти инструменты, соответствующие договоренности у нас уже есть.
Кроме того, планируется формирование сети региональных омбудсменов. Часть функций будет у них на местах, хотя некоторые вещи должен решать только федеральный омбудсмен.
— Что, на ваш взгляд, должно быть главным поводом для подключения омбудсмена к тому или иному делу: прямое обращение пострадавшего предпринимателя, ваша личная инициатива или что-то еще?
— Пока мы работаем только по обращениям. Но обращение — это не какая-то формальная анкета, которую надо заполнить. Это желание с нами сотрудничать и готовность предоставить все документы по делу. Потом начинается работа в несколько этапов. Есть юридическая процедура — аккредитованные при нас юридические компании проводят правовой анализ ситуации. Причем эти юристы работают бесплатно, на общественных началах. Потом мы собираем общественный совет, и на этом совете докладываются результаты юридического аудита, делают доклады наши представители в регионе, где произошли события, — они лучше знают местную специфику. И после этого мы выносим общественное мнение.
— У нас уже два года существует институт финансового омбудсмена — раньше эти функции исполнял Павел Медведев, сейчас финансовым омбудсменом является Гарегин Тосунян. Вы собираетесь взаимодействовать с ними, использовать их опыт?
— У них очень специфическая сфера. Конечно, банки — это тоже предпринимательство, и у нас есть обращения представителей банковского сообщества, которые жалуются на Банк России. Потому что регулирование Центробанка в некоторых своих аспектах вызывает вопросы и проблемы. Но тем не менее интересы банковского профессионального сообщества представляет именно финансовый омбудсмен, и мы будем с ним контактировать, но влезать в его сферу деятельности не собираемся.
— В некоторых СМИ вашу должность назвали «главный лоббист». Как вы это прокомментируете?
— Если я честно и открыто буду лоббировать интересы всего российского бизнеса и добьюсь успеха, то есть у нас в стране улучшится деловой климат, то буду считать, что выполнил свою главную задачу. Лоббирование интересов отдельных корпоративных структур — это другая тема. Я могу одно сказать: мы будем защищать отдельные компании, мы будем как по отдельным случаям лоббировать интересы компаний с точки зрения защиты их прав, так и лоббировать изменения корпоративной системы в целом. Но за взятки мы этого делать точно не будем. Потому, наверное, президент и назначил уполномоченным по защите прав предпринимателей бизнесмена, а не чиновника.
Борис Титов с 1983-го по 1989 год работал во внешнеторговом объединении «Союзнефтеэкспорт» — государственной компании по экспорту нефти и нефтепродуктов. Специализировался на поставке продуктов нефтехимии и технических масел в Латинскую Америку и на Дальний Восток.
С 1989-го по 1991 год работал начальником департамента химии частного совместного советско-голландского предприятия «Юралс», одним из владельцев которого был известный бизнесмен Геннадий Тимченко. В 1991 году Титов создал собственную компанию по торговле продукцией нефте- и газохимии Solvalub Ltd, London, которая в дальнейшем переросла в инвестиционно-промышленную «SVL — Group of Companies». В 1996 году была создана российская дочерняя компания группы SVL — ОАО «Интерхимпром». В 2001–2002 годах Титов был президентом ЗАО «Агрохимическая корпорация “Азот”», совместного предприятия группы компаний SVL и «Газпром», которая стала одним из крупнейших в России производителей минеральных удобрений. В 2002 году после продажи акций в АК «Азот» вернулся на должность председателя правления группы компаний SVL. Одними из последних приобретений группы стали Ржевская птицефабрика и шампанский дом «Абрау-Дюрсо». В 2003 году Борис Титов был избран сопредседателем, а в 2004-м — председателем Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
Максим Рубченко
Отправить ответ