Тайны госбизнеса пройдут госконтроль.

Формально разработать правила сокрытия отдельных несекретных закупок госкомпаний Белый дом обязывал закон N223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц». Утверждающее их постановление правительства N591 было разработано Минэкономики по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова в декабре 2011 года — предполагалось, что его подпишет еще Владимир Путин. Напомним, N223-ФЗ описывает закупки госкорпораций, госкомпаний, госмонополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в «стратегических отраслях» (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод, утилизация твердых бытовых отходов), государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, а также хозяйственных обществ с более чем 50-процентным участием РФ в уставном капитале. Также под требования публикации данных о закупках подпадают «дочки» (при доле «материнского» юридического лица более 50%) и «внучки» (также с более чем 50% долей «дочки» в уставном капитале) перечисленных юридических лиц.

Контролировать желающих не раскрывать информацию «о конкретных закупках, перечнях и (или) группах товаров, работ и услуг» будет департамент развития Федеральной контрактной системы Минэкономики, рассказали «Ъ» в ведомстве. По оценке Минэкономики, N223-ФЗ описывает довольно большой объем госзакупок — речь идет о 300-400 тыс. заказчиков. Пока в ведомстве затрудняются с оценкой числа закупок, которые госкомпании захотят скрыть. Само же желание госкомпаний уклониться от раскрытия условий конкретной закупки в министерстве объясняют несколькими причинами: речь может идти о коммерческой тайне и нежелании привлекать внимание к конкурсам «крупных иностранных конкурентов», а также о возможности «поставить под угрозу безопасность государства, даже если конкретные сведения не подпадают под действие закона о гостайне».

Источник, знакомый с обсуждением проекта документа на стадии его разработки, пояснил «Ъ», что в правительстве понимают: регулируемая им область, с одной стороны, является «одной из самых крупных «коррупционных дверей»» в области госзакупок — под сокрытие могут подпадать «закупки по ценам, в несколько раз превышающим рыночные». Однако, с другой стороны, полное раскрытие данных о закупках, например, «Газпрома» или «Транснефти» может раскрывать их коммерческие тайны или угрожать нормальным бизнес-практикам госкомпаний во взаимоотношениях с поставщиками. Так, наличие цепочек договоренностей о поставках может обуславливать «неконкурентные» с точки зрения ФАС цены, а публикация этих цен, в свою очередь, создать давление на поставщика со стороны других его контрагентов и вынудить его отказаться от «льгот» госкомпании. По словам собеседника «Ъ», «эта ситуация неразрешима с точки зрения законодательства и может быть урегулирована только созданием нормальной контрольной практики — что и призвано сделать постановление правительства».

Схожую оценку документу дает и партнер Ernst & Young Денис Камышев: по его словам, правила нацелены на то, чтобы «ввести в обсуждение таких закупок дополнительный контроль». При этом эксперт полагает, что в любом случае «формализация процедуры обсуждения вопроса, является ли сокрытие данных о конкретной закупке коррупционным, обеспечивающим стратегическое преимущество заказчику или защищающим его партнеров», полезна, а «присмотр со стороны Минэкономики если и не обнулит риски, то позволит как-то их снизить».

Впрочем, судить о том, насколько госучастие избавит госбизнес от коррупционных склонностей, будет сложно — как минимум для этого потребуется мониторинг утвержденных актами правительства разрешений на сокрытие данных о закупках, которые, вероятнее всего, будут получать в Белом доме гриф «ДСП», не имеющий формальных сроков истечения.

Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*