В обосновании введения нового объекта регулирования, которое является необходимым в соответствии с процедурой оценки регулирующего воздействия (ОРВ), Минприроды отмечает: «Законом РФ «О недрах» однозначно не определены полномочия федеральных органов госвласти в сфере регулирования отношений недропользования в части управления прогнозными ресурсами полезных ископаемых, а также утверждения формы госкадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и формы госбаланса запасов полезных ископаемых».
В министерстве ссылаются на то, что статусом «утвержденных и учтенных» прогнозных ресурсов обладают только те, которые были поставлены на учет в СССР. Оценки же запасов, которые были сделаны геологами после 1992 года, не имеют официального статуса. Это не позволяет Роснедрам в полной мере выполнять функции изучения недр, формирования перечня их участков, переданных в пользование, и, главное, справедливо рассчитывать единовременный платеж за пользование недрами, считают в Минприроды, ссылаясь на то, что действующая практика «различных экспертных оценок» запасов на конкретном участке «создает условия для оспаривания размеров разовых платежей».
Авторы поправок к законопроекту указывают, что реакции на него после опубликования на сайте министерства от заинтересованных сторон не последовало, а введение соответствующего регулирования не принесет дополнительных финансовых и административных издержек бюджету и бизнесу. Между тем в Институте экономики природопользования и экологической политики ВШЭ считают, что предложения министерства «недостаточно обоснованы»: отсутствует самостоятельный объект госучета, которым не могут быть оценки ресурсов. «Ничего не мешает делать такой учет в рамках существующей системы учета результатов геолого-разведочных работ, содержащейся в законе «О недрах». Результаты разведки, осуществляемой по госконтрактам, на сегодняшний день также подлежат утверждению, но в случае принятия поправок не перестанут носить экспертный характер»,— убежден научный руководитель института Александр Багин.
Судая по всему, из-за того что реального прироста доказанных запасов основных природных ресурсов в РФ не наблюдается, главной целью поправок Минприроды является перевод оценок в условные запасы. Это позволит формально отчитываться в их приросте.
Алексей Шаповалов
Отправить ответ