Недовольство промышленников и части экспертов законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» заставило вице-премьера Аркадия Дворковича в начале июля 2012 года отправить документ, прошедший первое чтение в Госдуме, на повторную процедуру оценки регулирующего воздействия в Минэкономики. Вчера результаты оценки были опубликованы на сайте министерства. Доклад, ссылающийся на мнения 11 заинтересованных сторон, включая все крупнейшие объединения предпринимателей и часть регионов, оказался не в пользу законопроекта. Его положения признаны «несущими высокие риски введения избыточных административных и иных ограничений и обязанностей… и необоснованных расходов» для бизнеса, необоснованных расходов для бюджетов всех уровней и «риски недостижения заявленных целей регулирования».
Столь негативная оценка документа не стала неожиданной. В РСПП изначально не соглашались ни с предлагаемым Минприроды подходом к регулированию, ни с определением наиболее грязных компаний, попадающих под него в первую очередь, ни со сроками перехода к технологическому нормированию, ни с качеством и количеством экономических стимулов, предлагаемых законопроектом («Ъ» об этом писал подробно 23 мая). Источник «Ъ» в Минприроды, в свою очередь, утверждает, что основной текст опубликованного вчера Минэкономики доклада об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта «фактически на 100% соответствует тексту замечаний к нему РСПП». Последние есть в распоряжении «Ъ» и принципиально действительно не отличаются от документа Минэкономики: замечаний, предложенных самим ведомством, проводившим ОРВ, по приблизительным подсчетам, не набирается более четырех, и они по большей части относятся к экономическому обоснованию документа.
На сегодняшний день судьба документа, принятие которого означало бы необходимость раскрытия инструментальных данных о фактическом уровне нагрузки крупнейших компаний РФ (см. список на «Online») на окружающую среду и обязательность мероприятий по его снижению и компенсации, фактически полностью зависит от решения господина Дворковича. «Для Госдумы ОРВ ничего, по сути, не значит, там его могут просто принять к сведению. Если же правительство напишет очередные поправки, то депутаты будут вынуждены их принять. Отозвать законопроект уже нельзя — но в принципе он может пролежать в Госдуме еще семь лет, а потом его снимут с рассмотрения как утративший актуальность»,— говорят в Минприроды.
Напомним, изменение природоохранного регулирования с целью перехода к технологическому нормированию промышленной нагрузки на окружающую среду еще в 2008 году инициировано Владимиром Путиным. В 2010 году инициативу поддержал тогда президент Дмитрий Медведев, фактически взяв ее реализацию под личный контроль. Помимо прочего такого регулирования требует ОЭСР, к которой присоединяется РФ. «Правительство еще с принятия в 2002 году базового закона об охране окружающей среды пытается создать адекватную современную систему экологического регулирования. Тем временем негативное воздействие не снижается, оставаясь высоким»,— говорит научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ Александр Багин.
Алексей Шаповалов
Отправить ответ