Финансовый надзор отстраняется от правительства. Минфин продолжает обсуждение проекта мегарегулятора на базе ЦБ

Как уже писал «Ъ», Минфин по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова занят проработкой сценариев по переводу передачи части полномочий ФСФР Банку России. В минувший вторник у министра финансов Антона Силуанова состоялось совещание, посвященное этой теме. Участники совещания «признали целесообразность передачи Банку России полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулированию (без наделения правом законодательной инициативы), контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в том числе в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также иных полномочий»,— цитирует агентство «Интерфакс» письмо Антона Силуанова Игорю Шувалову.

Утверждается, что ЦБ своей независимости в ходе преобразования не лишится. Напомним, Банк России обладает особым статусом — в отличие от федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, само по себе государство отступит от регулирования финансовых рынков в том объеме, в котором это происходит сейчас. «В случае передачи полномочий ФСФР по регулированию на финансовых рынках Банку России правительство и соответствующие федеральные органы исполнительной власти будут осуществлять взаимодействие с Банком России при реализации его надзорных полномочий на финансовых рынках в рамках действующего законодательства по аналогии с банковским надзором при соблюдении принципа независимости деятельности Банка России»,— приводит выдержки из письма «Интерфакс».

Судьба ФСФР после реформы такого рода неочевидна. Впрочем, с большой вероятностью по итогам потери ведомством надзорных функций оставшиеся законодательные функции может выполнять или отдельное усеченное ведомство, или профильное подразделение Минфина. В практике реформ Белого дома были прецеденты и временного сохранения минимизированного ведомства (Агентство по железнодорожному транспорту после преобразования Министерства путей сообщения в РЖД), и интеграции ведомства в вышестоящее министерство с сохранением известной доли автономии.

В принципе идея создания мегарегулятора, реанимированная осенью 2012 года в правительстве России,— в тренде мировых реформ в этом секторе: на постепенной консолидации финансового, банковского и страхового надзора с 2008 года настаивают международные организации, соответствующие рекомендации принимались в рамках G8 и G20. Однако для России с относительно изолированными друг от друга банковским и финансовым секторами, а также с менее влияющим на макропоказатели финансовым и фондовым рынками идея пока выглядит в большей степени внутриправительственной интригой. Во всяком случае, пока ни одно правительственное ведомство не представляло аргументов, доказывающих необходимость консолидации надзора в одном институте, в том числе за пределами исполнительной власти.

Тем временем высокопоставленный чиновник—собеседник «Ъ» утверждает, что совсем без внимания государства мегарегулятор не останется. К примеру, его присутствие может быть обеспечено представителями государства в НБС. Пока же единодушия среди министерств по этому вопросу нет. Противником идеи «укрупнения надзора» выступает Минэкономики. По ожиданиям же Минфина, объединенный мегарегулятор может начать работу уже в конце 2013 года. А к 1 января 2013 года Минфин рассчитывает внести в правительство поправки к законам и нормативным актам о полномочиях ФСФР.

Татьяна Гришина

 

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*