— Андрей Викторович, в последние недели вы часто бывали в регионах, проводили предсъездовские конференции, разговаривали с людьми на местах. Какие проблемы изыскательской отрасли имеют сейчас особую остроту?
— На мой взгляд, это отсутствие четких правил в ценообразовании в отрасли, устаревшие технические нормы, которые позволяют заказчикам произвольно сокращать программы работ, общий недостаток заказов, занижение цен на изыскательские работы для строительства, некомпетентность и безответственность некоторых заказчиков, демпинг и нарушения процедуры торгов. Отсюда падение качества работ, отставание в техническом перевооружении, тревожная перспектива безопасности новых объектов, серьезный кадровый голод в нашей отрасли. Именно эти проблемы звучат и в выступлениях руководителей изыскательских СРО в регионах, они выходят на первый план в опросах, которые проводит Национальное объединение. Особо надо отметить и отсутствие должного внимания к проблемам отрасли со стороны государственной власти. К примеру — в составе ведомства, регулирующего нашу сферу деятельности, всего один специалист с профильным образованием!
— Как подступаться к этим проблемам, как их нужно решать, в какой последовательности?
— Приходится уповать на скорейшее принятие изменений в Федеральный закон N94 о размещении заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, который направлен против демпинга, стимулирует повышение качества, вводит предварительную квалификацию участников конкурсов. Это стало бы главным рычагом.
Ведь сегодня зачастую выигрывают тендерные торги не самые опытные, технически оснащенные и подготовленные коллективы, а те, кто предложит заказчику минимальную цену да самый крутой «откат». Причем заказчику по большому счету наплевать, кто этот исполнитель, в каком СРО он состоит, на какие виды работ, какого уровня сложности разрешается вести работы. Вместе с Объединением профессиональных специалистов в области государственных и муниципальных закупок мы решили разработать методические рекомендации для наших СРО, которые помогут добросовестным организациям и предпринимателям добиваться объективных и справедливых результатов на конкурсах и торгах.
Кроме этого, НОИЗ планирует продолжение работы над законодательством с целью усиления контроля со стороны СРО за своими членами, введения дополнительной административной ответственности как руководителей СРО, так и работников государственного надзорного органа за нарушения федерального законодательства и бездействие по вопросам контроля и надзора в саморегулировании. Словом, речь идет о выработке эффективного механизма контроля, который сейчас оставляет желать лучшего.
Наконец, наверно, самое главное: необходимо в максимально сжатые сроки довести до утверждения основные нормативно-технические документы. Это два свода правил (СНиП) обязательного применения и национальные стандарты (ГОСТы), параллельно необходимо срочно разработать и утвердить сборник укрупненных цен на изыскательские работы.
— Это новые задачи или продолжение начатого?
— Конечно, и в предыдущий период мы не сидели сложа руки. Многие из перечисленных проблем в какой-то степени удалось решить, пусть частично. В новых федеральных законах удалось отстоять преемственность существующей российской нормативной базы, главные положения из нее утверждены как обязательные на переходный период до 2012 года. Мы изъяли из законодательства понятие генерального подрядчика в изысканиях, что позволило изыскательским СРО сэкономить много миллионов рублей, что сократит количество посредников на рынке. Мы добились устранения двойного лицензирования в картографии и геодезии.
— Поможет ли съезд решению перечисленных вами острых проблем?
— Съезд созывается прежде всего для приведения в соответствие устава НОИЗ, других документов Нацобъединения со вступившим недавно в силу Федеральным законом N240 о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ. Поэтому прямого и немедленного влияния на совершенствование законодательной базы, решение финансовых проблем или техническое перевооружение отрасли он иметь не будет.
Однако закончить фразу на этом «нет» было бы неправильно. К съезду все изыскательское сообщество готовилось основательно. В Нижнем Новгороде, Петербурге, Новосибирске, Москве были проведены межрегиональные конференции изыскательских СРО, где наряду с изменениями в уставе и выдвижением кандидатов в руководящие органы НОИЗ широко обсуждались злободневные проблемы отрасли.
Руководители ведущих СРО опубликовали на сайте НОИЗ и в других изданиях предсъездовские интервью с предложениями, образно говоря, «что делать и с чего начать?» Были проведены опросы руководителей, где они указали самые серьезные болевые точки их СРО и всей отрасли. Весь этот массив информации неизбежно доходит до представителей органов государственной власти, которые, я уверен, будут реагировать на пожелания и запросы изыскательского сообщества. Так что, конечно, съезд поможет и в практической плоскости, правда не мгновенно.
— Вы выдвинуты кандидатом на пост президента НОИЗ. Каковы главные пункты вашей предвыборной программы?
-
Первоочередные задачи НОИЗ на ближайший период следующие:
- содействие скорейшей актуализации и гармонизации нормативной базы, срочное привлечение к этой работе всех профессиональных институтов и специалистов-экспертов, в том числе за счет использования финансовых ресурсов НОИЗ;
- добиваться максимальной открытости и объективности при проведении государственных и корпоративных конкурсов, стараться установить законодательный заслон демпингу;
- добиться снижения финансовой нагрузки на изыскательские организации путем снижения уровня членских взносов и взносов в компенсационный фонд с дальнейшим замещением их механизмами страхования;
- снижение уровня отчислений на нужды НОИЗ;
- продолжение работы по снятию административных барьеров: упрощение порядка выдачи исходных данных, согласований и экспертизы результатов инженерных изысканий; упрощение процедур допуска на рынок путем уменьшения перечня видов работ, влияющих на безопасность капитального строительства, уменьшения количества работников для получения допусков;
- содействие введению законодательной ответственности заказчика за нарушения технических регламентов, содействие повышению уровня профессиональной подготовки заказчиков;
- содействие разработке и утверждению правил формирования и использования фондов инженерных изысканий, в том числе за средства НОИЗ;
- содействие в реорганизации министерства регионального развития в министерство строительства с передачей функций ведения реестра СРО, налаживание работы по выявлению и искоренению фактов коммерциализации саморегулирования, законодательный запрет торговле допусками и торговле «мертвыми душами» для создания фирм-однодневок;
- содействие введению административной ответственности для руководителей СРО и чиновников за недобросовестный контроль за членами СРО и бездействие в области контроля;
- содействие в подготовке новых учебных программ подготовки специалистов, переподготовке и повышению квалификации, в том числе для руководителей и контрольных органов СРО;
- содействие и пропаганда развития отечественных приборов исследования грунтов, отечественной буровой техники, методов исследования.
Николай АЛЕКСАНДРОВ
Отправить ответ