Президент РФ обсудил с членами Правительства реформу госконтроля

В апреле этого года Правительство утвердило «дорожную карту» совершенствования контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы, разработка которой велась в максимально публичном режиме на площадке возглавляемой министром РФ по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым правительственной подкомиссии. С учётом основных направлений этого документа летом текущего года был подготовлен и принят Госдумой пакет поправок в 294-ФЗ, обеспечивающий защиту прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. По словам главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева, благодаря его принятию удалось снять многие острые проблемы, волнующие предпринимательское сообщество.

Поправки, в частности, предусматривают снижение административного давления на малый бизнес. Благодаря установленному в прошлом году режиму «надзорных каникул» для малого и среднего бизнеса, освобождающему небольшие предприятия на 3 года от плановых проверок, число плановых проверок снизилось, по словам министра, примерно на 20%, или на 165 тыс. проверок.

Поправки также предполагают замену штрафов на предупреждения для малого бизнеса при первичном выявлении нарушения и введение практики проверочных листов, содержащих исчерпывающий перечень требований к проверяемым объектам. Кроме того, планируется с 1 июля 2017 года прекратить использование в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР, содержащих устаревшие и зачастую непрозрачные требования. Для дополнительной защиты бизнеса от недобросовестной конкуренции вводится запрет на анонимные жалобы на предпринимателей в контрольно-надзорные органы и механизм предварительной проверки поступающих обращений.

Закон также предполагает профилактику нарушений и разъяснение бизнесу требований контролёра и возможностей по их устранению.

«Контроль становится не карающим, а сервисным, он обслуживает бизнес, помогая ему избежать нарушений и соответствующих наказаний», — отметил Алексей Улюкаев».

На существующий репрессивный характер работы контрольно-надзорных органов ранее обращал внимание и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Но учитывая тот факт, что функциями госконтроля являются обеспечение безопасности общества, государства и бизнеса, а также мониторинг выполнения обязательных требований, контрольно-надзорным органам, по его словам, просто необходимо переходить на сервисную модель работы.

«Нам придётся это делать. Самая большая проблема у нас в головах, и для решения проблемы здесь есть несколько способов. Голову можно вылечить, образовать или сменить. И мы будем применять все три механизма. Начнём с образования — для этого и нужны подобные семинары. На заседаниях подкомиссии будем голову лечить, а не получится — будем менять», — говорил Михаил Абызов».

Примеры перехода контрольно-надзорных ведомств на сервисную модель работы уже есть, отметил он. Успехи, в частности, демонстрирует Федеральная налоговая служба (ФНС). Контрольно-надзорная деятельность этого ведомства, по словам министра, была ядром существующего репрессивного механизма, но ФНС смогла самостоятельно, без давления «сверху» перейти на новые принципы работы. Качественных изменений удалось добиться, в том числе, за счёт внедрения информационных технологий.

В основу реформы контрольно-надзорной деятельности положен риск-ориентированный подход. Поправки в 294-ФЗ, по словам Алексея Улюкаева, дают нормативную базу для применения именно такого контроля, когда проверочные мероприятия концентрируются на объектах с наибольшим уровнем потенциальных рисков для безопасности государства и общества.

«Если риски идентифицированы, то они находятся в фокусе проверочной деятельности. А если таких рисков нет, то проверочная деятельность должна проводиться совсем в другом режиме, чтобы мы не уравнивали с точки зрения необходимости проверочных мероприятий крупный завод, который несёт реальные техногенные проблемы, с парикмахерской или булочной», — пояснил глава Минэкономразвития».

Сейчас совместно с экспертным сообществом на площадке возглавляемой Михаилом Абызовым подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций министерств и ведомств идёт работа над большим законом о государственном и муниципальном контроле, который должен будет кодифицировать весь массив контрольно-надзорных актов и установить требования по эффективности контрольно-надзорных органов. 26 июля на совместном заседании подкомиссии и межведомственной рабочей группы по подготовке законопроекта о госконтроле будет рассмотрена последняя версия документа.

В ходе совещания первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман сообщил Президенту о том, что за 2015 год прокуратура избавила бизнес от 310 тысяч необоснованных проверок. Количество плановых проверок, по его словам, ежегодно снижается примерно на 200 тысяч. Он также доложил главе государства, что Генпрокуратура РФ «заворачивает» от 40 до 50% проверок бизнеса контрольными органами и предложил сократить количество внеплановых проверок. На сегодняшний день у прокуроров есть полномочия по санкционированию внеплановых проверок в соответствии с 294-ФЗ, но под надзор прокурора, по его словам, подпадает всего 40 тысяч таких внеплановых проверок из тех 1,3 млн., то есть 3%. Он объяснил это тем, что проверки многих органов не регулируются 294 ФЗ — всего таких структур 23, в частности, речь идёт о налоговых органов.

«Мне кажется, мы все-таки должны двигаться к тому, чтобы вовлекать в сферу регулирования 294-ого закона и другие органы, иначе эту проблему не решить», — сказал Александр Буксман».

Владимир Путин поручил Генпрокуратуре разработать предложения о расширении ее полномочий по ограничению проверок.

«Вы представьте предложения по поводу расширения действий закона, о котором мы сейчас говорим с вами, с тем, чтобы увеличить возможность прокуратуры по ограничениям вот таких внеплановых проверок», — отметил Президент».

Ранее Генеральная прокуратура уже выступала с такими предложениями на одном из заседаний возглавляемой Михаилом Абызовым межведомственной рабочей группы по подготовке законопроекта о госконтроле. Ведомство требовало согласовывать с ним антимонопольные проверки и даже мероприятия оперативно-розыскной деятельности и настаивало на том, чтобы только Роспотребнадзор имел право вести контрольно-надзорную деятельность в интересах потребителей-физлиц (сейчас это право имеют практически все контрольные ведомства).

Александр Буксман также рассказал о работе единого реестра проверок, который ведёт Генпрокуратура. По его словам, запуск этого ресурса в июле прошлого года способствовал уменьшению рисков предпринимателей от необоснованных визитов контролирующих органов. Однако некоторые контролирующие органы ненадлежащим образом работают с этим ресурсом и своевременно не публикуют необходимые сведения, указал Буксман. С июля этого года в реестр включаются сведения о проверках не только федеральных, но и региональных контролирующих органов. С идеей создания ресурса, на котором бы в открытом доступе публиковалась информация обо всех плановых проверках, ранее выступили эксперты Открытого правительства.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*