Правительство опубликовало законопроект, разработанный по следам поручений премьер-министра Дмитрия Медведева и президента Владимира Путина о «регуляторной гильотине». Документ, который, по словам замминистра экономического развития Саввы Шипова, уже называют контрольно-надзорным кодексом, предусматривает оценку эффективности проверяющих органов, запрет на «палочную» систему и отказ от старых норм надзора. Впрочем, документ не будет распространяться на налоговый и валютный контроль, отношения с силовиками и Центральным банком и т.п.
РБК ознакомился с законопроектом, чиновники правительства представили его на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ) 16 мая.
При подготовке проекта правительство взяло за образец Уголовно-процессуальный кодекс СССР, сказал на ПМЮФ глава аппарата правительства Константин Чуйченко: «Нет смысла изобретать велосипед, ведь с точки зрения юридической техники качество тех законов было, наверное, все-таки безупречным». Внести в Госдуму документ планируется в сентябре, а до этого — обсудить с экспертным сообществом.
Новый подход к реформе
Это не первая попытка систематизировать большое количество норм контроля и надзора, на которые часто жалуются как крупный бизнес, так и малые и средние предприниматели. Ранее этим занималось «открытое правительство», которое возглавлял «министр без портфеля» Михаил Абызов, сейчас находящийся в СИЗО по обвинению в хищении 4 млрд руб. (он не признает свою вину). Результатом стал законопроект 2017 года, запрещающий, например, проверять бизнес по советским нормам. Но документ был принят Госдумой в 2018 году только в первом чтении, а чиновники во главе с Чуйченко разработали новый законопроект.
Прошлый законопроект — это продукт своего времени, сказал Чуйченко, и он его завизировал, когда был начальником контрольного управления президента. С точки зрения юридической техники тот документ был ближе «не к закону, а к сборнику взглядов», добавил глава аппарата правительства: в нем содержались декларации, но было мало правовых норм.
Что изменится в надзоре за бизнесом
Новый документ вводит запрет на контроль и надзор по следующим требованиям:
требования, которые официально не опубликованы;
требования, которые содержались в актах исполнительной власти СССР и РСФСР;
обязательные требования, которые были/будут приняты в России до 1 января 2021 года. Это и есть «регуляторная гильотина»: согласно поручению Владимира Путина, с этого срока должны действовать только актуализированные нормы, которые разрабатывались «с учетом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах».
Документ содержит оговорку в пользу бизнеса: «Неустранимые противоречия и неясности обязательных требований толкуются в пользу контролируемых лиц». Объектами надзора станут результаты деятельности граждан и компаний, а также производственные объекты, которые представляют «опасность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
Проект прописывает ключевые показатели эффективности контроля и надзора, включая KPI по устранению рисков нанесения ущерба. Это позволит выявить соотношение между объемом трудовых и финансовых ресурсов, направленных на проведение проверок, и степенью рисков, которые те призваны нейтрализовать. Свои KPI будут у федерального правительства, региональных и муниципальных администраций. Надзорные органы будут ежегодно отчитываться о достижениях ключевых показателей.
Объекты надзора поделят на шесть уровней риска: от низкого до чрезвычайно высокого (такой же подход содержался и в прошлом законопроекте). Для каждого из них должны утвердить точную частоту проверок в зависимости от степени вреда, который может нанести предприятие. Наиболее опасные объекты будут проверять один-два раза в год. Реформа должна предусматривать программу профилактики рисков: информирование о них, выпуск руководств по соблюдению требований, стимулирование добросовестности, профилактические визиты и т.д.
Поводами для открытия надзорного производства устанавливаются угроза охраняемым законом ценностям и нарушения требований, за которые предусмотрена административная ответственность.
Отправить ответ