Крупные сделки оставят менеджменту. Новые поправки к законам вызывают все больше вопросов

Вечером 21 июня Госдума одобрила во втором чтении правительственные поправки к законам: сделки с заинтересованностью больше не будут требовать предварительного одобрения (как сейчас), но акционеры или органы управления обществом могут потребовать последующего одобрения, предоставления информации о договоре и даже обжаловать его в суде. Последняя версия законопроекта активно критиковалась миноритариями, поскольку давала возможность уйти даже от этих процедур контроля, если сделка с конфликтом интересов совершена в процессе обычной хозяйственной деятельности (далее «обычная сделка») (см. «Ъ» от 17 июня). В итоге эта норма была уточнена, теперь «обычные сделки» с конфликтом интересов не подлежат контролю и оспариванию, если компания раньше неоднократно заключала аналогичные без элемента заинтересованности на схожих условиях, включая условия о цене.

Но одновременно законопроект претерпел и другие изменения — касающиеся одобрения крупных сделок. К таковым, как и сейчас, предлагается относить договоры, цена которых выше 25% балансовой стоимости активов компании, если они не выходят за пределы «обычных сделок». В то же время поправки расширяют круг сделок, относящихся к «обычным», которые независимо от своей стоимости одобрения не требуют. Сейчас определение «обычных сделок» дается только в судебной практике. В редакции к первому чтению законопроект содержал почти дословную формулировку из постановления пленума Высшего арбитражного суда N28 от 16 мая 2014 года. Но в последний момент ее изменили и отнесли к «обычным» любые сделки, если они не приводят к прекращению деятельности компании, изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

Юристы считают, что закрепление в законе определения «обычных сделок» нецелесообразно, а предлагаемая формулировка позволит проводить под их видом крупные сделки без какого-либо одобрения. «Включение определения «обычных сделок» в закон вообще не требовалось, ведь если что-то конкретно поименовано в законе, появляется возможность обойти эти рамки. Достаточно было того определения, которое выработано судебной практикой и носило рекомендательный, предположительный характер, позволяя приспосабливаться к каждой конкретной ситуации»,— говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. По мнению Дениса Спирина из Prosperity Capital Management, теперь практически все крупные сделки переходят в компетенцию менеджмента, а акционеры и совет директоров лишаются механизма их предварительного контроля. Он уточняет, что поправки ударят прежде всего по миноритариям: «Если раньше они и не могли повлиять на решение о заключении сделки, то она в любом случае совершалась прозрачно для них, а одобряющие лица несли ответственность». Также, по его мнению, пострадать может и контролирующий акционер, включая государство, поскольку решения о сделках принимаются менеджментом.

Глава комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Гаврилов во вторник сообщил журналистам, что законопроект способствует «сокращению сроков совершения сделок с заинтересованностью и крупных сделок». По его мнению, уменьшение количества сделок, требующих согласования, будет способствовать активизации корпоративной жизни и ускорению имущественного и финансового оборота. «Общий посыл поправок был в том, чтобы решить одну проблему, но в итоге они порождают новые. К тому же теперь потребуется вырабатывать судебное толкование этой нормы с нуля. А исходя из формулировок получается, что к «обычным» не относятся только те сделки, которые убивают предприятие, но это неправильно»,— подчеркивает Юлий Тай. С учетом оценочных терминов о масштабе деятельности, соглашается господин Спирин, почти никакие сделки в качестве крупных на одобрение совета директоров или собрания акционеров попадать просто не будут.

Анна Занина

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*