Белый дом рассортирует лицензии

По данным РСПП, всего их 541, видов контроля и надзора — 199. Упорядочить регулирование должен рамочный законопроект о разрешительных видах деятельности, который Минэкономики только начало готовить по январскому поручению президента. Пока же ведомство вместе с региональными властями приступило к собственному подсчету применяемых в стране разрешительных режимов.

В России появится рамочный закон о разрешительных видах деятельности, сообщил министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов на конференции РСПП по контролю и надзору (прошла в Москве в рамках «Недели российского бизнеса»). Проект закона готовит Минэкономики, выполняя поручение президента от января этого года,— примечательно, что в приоритетном проекте реформы контрольно-надзорной деятельности до 2025 года, который в декабре 2016 года утвердил Белый дом, о таком законопроекте не говорится.

«Допуск на рынок компаний через выдачу лицензий и разрешений — часть надзорных функций государства, которая требует отдельного законодательного регулирования»,— пояснил «Ъ» Михаил Абызов. Как рассуждал вчера на мероприятии заместитель главы контрольного управления администрации президента Валентин Летуновский, «логическая цепочка совершенствования контрольно-надзорной сферы» включает в себя «разрешительную, контрольную и регистрационно-учетную деятельность». По части контроля и регистрации вопросов вчера не возникло, но в разрешительной деятельности на втором году реформы нашелся пробел в регулировании.

«Рамочного закона сейчас не существует, необходимо прописать общие правила: какие виды разрешений бывают, как они могут возникать, какие процедуры применяются»,— пояснил «Ъ» член экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Исчерпывающего перечня видов разрешений в РФ нет, вопрос системно не урегулирован, сказано в представленном вчера на конференции докладе РСПП на эту тему. Сейчас существует 541 вид разрешительной деятельности (505 из них — на федеральном уровне), в том числе лицензирование, госрегистрация, аттестация, сертификация. Видов надзора, число которых призвана сократить административная реформа,— 199. В 44% случаев за разрешение бизнес должен платить (в том числе и негосударственным организациям). В 52% такие документы формально бесплатны, в 4% случаев этот вопрос не урегулирован. Больше всего разрешительных режимов — у ЦБ (42), у Росавиации (38), Росприроднадзора (30) и Ростехнадзора (26). Несмотря на столь большое число разрешений, сокращать их число РСПП не призывает. При этом глава комитета по административно-контрольной деятельности союза Андрей Варичев отметил, что «речь идет именно об ‘излишках’ в разрешительной деятельности, которые мешают развитию бизнеса и не имеют действительного практического смысла. Но этот процесс, конечно, не должен касаться тех ключевых процессов и документов, от которых реально зависит здоровье и безопасность наших граждан».

Поясним, что сейчас в этой сфере действует закон 2011 года о лицензировании отдельных видов деятельности (не распространяется на банки и торговлю ценными бумагами, страховую, космическую деятельность и производство этилового спирта). Некоторые отрасли (перевозка лекарств и взрывчатых веществ, сбор отходов) — регулируются постановлениями правительства. «Существующий закон о лицензировании неплох, но ему недостает универсальности»,— отмечает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Эксперт напоминает, что идея написать рамочный закон обсуждалась еще в начале двухтысячных.

Новый проект будет состыкован с другим рамочным законом — о контроле и надзоре, который также готовит Минэкономики (см. «Ъ» от 19 мая 2016 года), пояснил вчера Михаил Абызов. Законопроект о разрешительных видах деятельности будет готовиться долго — как отметили в Минэкономики, о конкретных сроках говорить преждевременно. «Пока проект на стадии концепции»,— отмечает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. «До конца мая концепция будет представлена для обсуждения — сначала в экспертном сообществе, потом на площадках бизнес-объединений»,— пообещал Михаил Абызов.

Пока же, выполняя поручение президента, Минэкономики с февраля 2017 года совместно с региональными властями проводит инвентаризацию действующих в РФ разрешительных режимов. Параллельно ведомство готовит доклад о том, надо ли менять порядок аннулирования разрешительных документов.

Софья Окунь

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Росреестру рекомендовано публиковать больше данных и работать над межведомственным взаимодействием


Информация, которой обладает сегодня Росреестр и которую Росреестр постоянно обновляет, на рынке является одной из самых востребованных. Пространственные и картографические данные являются на сегодняшний день одними из топовых в запросах пользователей. И сегодня эти запросы удовлетворяются на небольшое количество процентов, из всех характерных запросов на сегодняшний день удовлетворяется порядка 15–20%. Нам необходимо с учётом того, что эта информация важна для бизнеса, для принятия соответствующих экономических решений и развития экономической активности и востребована гражданами, здесь нашу работу усиливать. И в этой связи я дал поручение в течение второго квартала рассмотреть обновлённый план по раскрытию в формате открытых данных информации Росреестра»,сказал Михаил Абызов.

Росреестр активно внедряет технологии бесконтактного метода предоставления государственных услуг, в первую очередь с использованием инфраструктуры многофункциональных центров. На базе МФЦ будет осуществляться и независимая оценка качества услуг, предоставляемых Росреестром, указал министр. При этом основные системы сбора этой информации нужно создавать на ведомственном уровне, подчеркнул он.

С участием Росреестра продолжает реализовываться «дорожная карта» по взаимодействию с бизнесом в рамках работы Агентства стратегических инициатив.

Надо сказать, что бизнес ощущает те результаты и те изменения в качестве, которые происходят в системе государственной регистрации собственности. Продвижение России в рейтинге Doing Business за последние годы, в том числе по вашей кафедре, говорит о том, что коллектив готов выполнять самые высокие и амбициозные задачи», — считает Михаил Абызов.

Россия второй год входит в первую десятку стран в рейтинге Всемирного банка Doing Business по показателю регистрации собственности, уточнила руководитель ведомства Виктория Абрамченко. Она отметила, что эта позиция является наиболее высокой среди прочих показателей России в рейтинге и «подтверждает проделанную ведомством работу по повышению качества наших услуг».

Министр также отметил, что Росреестр в рекомендательном порядке будет участвовать в реформировании контрольно-надзорной деятельности, хотя ведомство и не вошло в перечень 12 пилотных ведомств.

За последние годы, начиная с 2014 года, количество плановых проверок Росреестра сокращено значительно, более чем на 45%. Ведомство в основном переходит на оценку качества реализации основных государственных требований с использованием дистанционных методов взаимодействия с поднадзорными субъектами. Нам необходимо сделать первый шаг, чтобы не только объём надзорных мероприятий оптимизировать, но и фокус надзорных мероприятий обеспечивать на тех элементах, которые несут самый высокий уровень риска», — сказал Михаил Абызов.

В Росреестре уже внедряют риск-ориентированный подход при проведении контрольных мероприятий, подтвердила глава ведомства.

Перед нами стоит задача, с одной стороны, обеспечить контроль за обеспечением земельного законодательства, а с другой — не допустить излишнего административного давления на бизнес. Доля проверок, в которых нарушения выявлены с применением риск-ориентированного подхода, увеличилась с 40 до 49%», — сказала руководитель Росреестра.

Аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров, в свою очередь, обратил внимание на необходимость более серьёзного контроля за деятельностью оценщиков. Практика Счётной палаты, по его словам, показывает, что практически во всех случаях, связанных с нанесением ущерба Российской Федерации при приватизации или сдаче в аренду, речь идёт о недобросовестных саморегулируемых организациях оценщиков. Кроме того, он отметил проблему неквалифицированных арбитражных управляющих.

Михаил Абызов также подчеркнул необходимость более детальной и качественной проработки сопряжения информационных систем Росреестра на межведомственном уровне не только с федеральными органами исполнительной власти, но и с информационными системами субъектов РФ. Именно в этом взаимодействии мы будем получать новое качество, считает министр.

В 2016 году ведомство предоставило более 50 млн сведений из реестра прав и кадастра недвижимости в рамках межведомственного взаимодействия, при этом значительно сократился поток информации на бумажных носителях, отметила Виктория Абрамченко. Росреестр, по её словам, стремится полностью перейти на электронную подачу запросов в адрес органов власти. Запросов на бумажных носителях уже стало на 30% меньше.

Те этапы, которые Росреестр прошёл за последние годы, в том числе в части взаимодействия с бизнесом, в целом создали правильный интерфейс и правильные направления этого взаимодействия, полагает Михаил Абызов. Площадкой для такого взаимодействия, а также для реализации функций общественного и гражданского контроля станет новый общественный совет при Росреестре, состав которого будет утверждён в ближайшее время. Взаимодействие на базе общественного совета позволит повысить репутацию, прозрачность и понятность деятельности Росреестра, уверен Михаил Абызов.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*