Коррупция запретов не признаёт

За несколько лет создана нормативно-правовая база, необходимая для эффективной борьбы с воровством и взяточничеством. Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции», в апреле 2010 года утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, издан ряд соответствующих президентских указов. Во всех субъектах Федерации утверждены планы противодействия коррупции, созданы организационные структуры, приняты целевые программы. В совокупности это означает, что впервые в России принято антикоррупционное законодательство, которое должно работать как единый правовой институт. И тем не менее значимых успехов в противодействии коррупции добиться пока не удалось. Об этом заявил на заседании Совета законодателей Президент Дмитрий Медведев, призвав всех заинтересованных лиц оторваться от энергичного написания антикоррупционных планов и приступить к конкретной работе.

О том, что происходит на этом противоправном поле, рассказывал недавно Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в докладе «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2009 год», который он представил Совету Федерации. Представленные факты и анализ, сделанный Генеральным прокурором, объясняют очень многое.

Взять хотя бы такое, например, явление. Все государственные органы стали проводить антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов на основе действующего федерального закона. Но вместе с тем практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что здесь существует ещё много проблем. Если на федеральном и региональном уровнях качество издаваемых правовых актов заметно подтянулось, то на муниципальном ситуация остаётся если не критической, то крайне неблагоприятной. Прокурорами выявлено свыше 36 тысяч нормативных правовых актов с коррупционной составляющей, из них 90 процентов изданы исполнительными и представительными органами местного самоуправления. При этом прокуроры повсеместно выявляют коррупциогенные факторы в нормативных актах, уже вроде бы «успешно» прошедших экспертизу.

Состояние борьбы с коррупцией зависит не только от наличия соответствующих законов, а и от того, как эти законы исполняются, отметил Юрий Чайка. Но сейчас в этом вопросе далеко не всё благополучно. Ежегодно прокуроры выявляют огромное количество нарушений законодательства. В 2009 году – всего свыше 263 тысяч. Это на 25 процентов больше, чем в 2008 году.

Настораживает тот факт, что большинство из них совершаются теми органами государственной власти и их должностными лицами, кому по роду службы поручено контролировать соблюдение требований законов. В прошедшем году прокурорами выявлена 91 тысяча нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе. В первую очередь о запретах и ограничениях, связанных с приёмом и прохождением гражданской службы. Созданные в большинстве органов государственной власти комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов работают недостаточно эффективно, зачастую их деятельность формальна.

Множество нарушений закона допускается контрольно-надзорными органами. Это показала проверка, проведённая в прошлом году Генеральной прокуратурой по поручению главы государства совместно с Контрольным управлением Администрации Президента. Проверкой вскрыта система административных барьеров с высокой степенью коррупционных проявлений. Речь идёт о тех случаях, когда предприятия для получения разрешительной документации вынуждены проходить различные, не предусмотренные законом дополнительные платные процедуры, выполнять необоснованные требования. Более того, такие контрольные мероприятия превратились в достаточно прибыльный бизнес, в котором участвовали приближенные к госорганам коммерческие организации.

В вопросах выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных преступлений в прошедшем году правоохранительным органам удалось добиться положительной динамики. В суд направлены уголовные дела о почти 31 тысяче таких преступлений. Но согласно судебной статистике, по 10 процентам от всех преступлений, связанных со взяточничеством, суммы взяток не превышали 500 рублей, по 30 процентам – не более 3 тысяч, ещё по 30 процентам – до 10 тысяч. Эти данные дают повод сделать вывод – опять боремся с бытовой коррупцией. Причём интенсивность противодействия взяточничеству обеспечивается в первую очередь за счёт роста привлечённых к уголовной ответственности лиц, пытавшихся дать взятку. Если за получение взятки в 2009 году было осуждено 2 тысячи человек, то за дачу взятки – свыше 3,5. Это, считает Генеральный прокурор России Юрий Чайка, говорит о том, что правоохранительные органы пошли по пути наименьшего сопротивления: бороться не с тем, что представляет главную опасность, а с тем, что требует наименьших усилий, – и не стараются разоблачать и предавать суду взяточников-получателей.

Выходит, не срабатывает что-то в государственном механизме, по крайней мере в той его части, что направлена на борьбу с коррупцией, если в проверенных вроде бы экспертизой нормативных актах обнаруживаются коррупциогенные факторы, если, несмотря на все запреты и указания, выявляются многочисленные нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, если нарушать закон позволяют себе контрольно-надзорные органы, если правоохранительные органы самостоятельно меняют вектор борьбы со взяточничеством. Складывается впечатление, что, возведя несколько лет назад коррупцию на уровень национальной угрозы, открыв антикоррупционное противостояние, мы даже не представляли себе истинные масштабы отечественной коррупции, всех её форм и проявлений. И тот факт, что сегодня граждан ловят в основном на мелких суммах взяток, вовсе не означает, что в России перестали брать «по-крупному». Просто коррупционную «мелочь» ловить легче да и безопаснее. А эта «мелочь» между тем не так однозначна, как представляется на первый взгляд. Она ведь по большей части встроена в вертикаль власти и управления, внимательно наблюдает за тем, что происходит на иных, более высоких этажах, и позволяет себе ровно то, что позволяют другие.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел в Челябинске совещание «О мерах по развитию черной металлургии»

В ходе совещания В.В.Путин констатировал, что отрасль черной металлургии выходит из кризиса: рост производства за первое полугодие составил 20 с лишним процентов. Премьер отметил, что российские металлургические комбинаты реализовали масштабные инвестиционные планы, в общей сложности вложив в модернизацию производства за 10 лет около 900 млрд рублей, и выразил уверенность в том, что уже в ближайшее время российская черная металлургия окончательно закрепится в числе мировых лидеров.

Председатель Правительства поставил перед металлургами задачу наладить выпуск тех видов продукции, где отечественная экономика пока что зависит от импорта. Кроме того, Премьер обратил внимание металлургов на новую ситуацию в экономике в связи с вступлением в силу нормативных актов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По его словам, нужно задействовать преимущества Таможенного союза для наращивания кооперационных связей и повышения конкурентоспособности российских металлургических предприятий.

В своем заключительном слове В.В.Путин призвал металлургов выстроить эффективную совместную работу отрасли и государства, а также подчеркнул необходимость учитывать пожелания основных потребителей металла.

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наверное, большинство из вас побывали сегодня на некоторых металлургических предприятиях Челябинской области, на которых реализованы действительно крупные, прорывные проекты.

В частности, благодаря одному из них будут практически полностью закрыты потребности отечественных нефтяных и газовых компаний в трубах большого диаметра.

Кстати говоря, когда заехал на это предприятие — Андрей Ильич (А.И.Комаров, акционер группы ЧТПЗ) уже слышал мое мнение, хочу повторить еще раз, — такое впечатление, что попал то ли на какую-то театральную площадку, то ли в Диснейленд. В любом случае это здорово, это создает соответствующую атмосферу! Тем более когда видишь огромное масштабное производство, то сразу все сомнения исчезают: понимаешь, что ты находишься на высококлассном, современном предприятии, где и технологии соответствуют самым высоким мировым стандартам, и работники подготовлены по самому высшему разряду. Это очень впечатляет, должен честно сказать.

Кстати, мы вот проезжали потом, когда с вашего предприятия выехали, мимо медцентра вашего Челябинского трубопрокатного предприятия. Рядом находится городской пляж — видимо, из разряда так называемых диких. Не могу сказать, что все в Челябинске делается для полноценного отдыха людей. Пляж хоть и дикий, но все-таки городские власти могли бы позаботиться об элементарных вещах. Я не увидел там ни одной элементарной торговой точки. Извините, ни одного туалета там не заметил, может быть, и есть где-то, но я не видел!

Обратил внимание губернатор на это? Надеюсь, что и в других регионах Российской Федерации и руководители муниципалитетов, и губернаторы обратят на это внимание. Лето жаркое, и нужно просто помочь людям отдохнуть полноценно.

Потому что, знаете, вот в таких местах, наверное, и рождаются известные шутки:

— Гриша, иди купаться!
— Зачем, мама? Плавать я не умею, а писать пока не хочу.

Это было бы смешно, если бы не было грустно. Потому что на самом деле это все серьезные вещи. И если руководители муниципалитетов обратят на это внимание — а я хочу сказать, что это ваши прямые должностные обязанности, — люди заметят это и будут вам благодарны, тем более что это ничего не стоит.

Ладно, вернемся к нашей теме. Хотел бы отметить, вернувшись к металлургической промышленности, то, с чего начал: это только часть большой, огромной, я бы сказал, работы.

Практически все наши металлургические комбинаты уже реализовали масштабные инвестиционные планы, в общей сложности вложив в модернизацию производства за 10 лет около 900 млрд рублей. Ну и надо сказать, что отрасль выходит все-таки из кризиса, и это уже заметно: рост за первое полугодие составил 20 с лишним процентов и, что приятно, наши металлурги не намерены останавливаться на достигнутом с точки зрения модернизации.

Убеждён, что у российской металлургии есть все необходимое, чтобы уже в ближайшее время окончательно закрепиться в числе мировых лидеров по эффективности производства и управлению, энергосбережению, снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Я видел, что на Магнитке делается в этом смысле у Виктора Филипповича (В.Ф.Рашников, председатель совета директоров Магнитогорского металлургического комбината). Ну здорово, впечатляет! Я имею в виду все, что связано с бережным отношением к окружающей среде, к экологии.

Между тем еще очень многое предстоит сделать, и вы это знаете лучше, чем кто бы то ни было, потому что и производительность труда у нас пока значительно ниже, чем у ваших конкурентов, и расход электроэнергии больше на 15-20%. Все это, конечно, еще наследие прошлого, и от него не так просто избавиться: в один удар этого не сделаешь, но двигаться еще есть куда. Необходимо наладить выпуск тех видов продукции, где мы пока зависим от импорта. Например, речь идёт о высококачественном автомобильном листе, который будет востребован как для производства новых моделей на АвтоВАЗе, так и для машин иностранных концернов, собираемых в нашей стране.

Рассчитываю, что сегодня у нас будет возможность обсудить достигнутые результаты и конкретные планы повышения технологического уровня отечественных металлургических комбинатов.

Кроме того, хотел привлечь ваше внимание ещё к ряду актуальных отраслевых проблем.

Во-первых, это развитие сырьевой базы, максимально быстрое и эффективное вовлечение в оборот новых месторождений железной руды и коксующихся углей. Здесь у нас ещё очень много сложностей. Имею в виду и многочисленные административные барьеры, и критическую нехватку инфраструктуры в новых районах — например в Республике Тыва, где нужно строить железную дорогу, чтобы обеспечить доступ к одному из крупнейших угольных месторождений.

Вторая проблема касается новых условий работы в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Нам предстоит научиться грамотно использовать его механизмы для защиты общего рынка трёх стран от недобросовестной конкуренции иностранных производителей.

Представители металлургической и других отраслей промышленности должны чётко понимать, кто и в какие сроки будет рассматривать их обращения и каковы процедуры принятия соответствующих решений.

Кроме того, важно задействовать преимущества Таможенного союза для наращивания кооперационных связей и повышения конкурентоспособности наших металлургических предприятий.

Третье — это стабильность внутреннего рынка металлов. Мы уже об этом говорили, говорили не раз, в том числе года два назад. Напомню, что Правительством неоднократно давались поручения обеспечить заключение долгосрочных контрактов между крупнейшими производителями и потребителями металла, а также установить в них прозрачную и экономически обоснованную формулу определения цены поставок и тем самым на справедливой основе распределить между сторонами возможные риски и выгоды в случае колебаний конъюнктуры мировых рынков.

Кроме того, следует полностью исключить такие нецивилизованные методы ведения дел, как прекращение поставок в случае возникновения разногласий. Их нужно научиться урегулировать путем переговоров или, в крайнем случае, в судебном порядке, а не ставить под угрозу стабильность работы своих партнеров, целых коллективов.

Хотел бы услышать в докладе представителей соответствующих ведомств, что предпринимается для решения обозначенных мною проблем.

Но прежде чем мы перейдем к обмену мнениями и информацией в этом зале, я хочу предложить послушать наших коллег из различных регионов Российской Федерации. Посмотрим, что делается на территории России в металлургической отрасли в целом.

Заключительное слово В.В.Путина:

Вот что я хотел бы сказать в завершение нашей встречи сегодня. Я думаю, что она полезная. Мы друг друга послушали, представители металлургической отрасли услышали пожелания основных ваших потребителей — увеличить налог на ввозимую продукцию, в том числе на кокс и все остальное, снизить ввозную таможенную пошлину на готовую металлургическую продукцию, повысить общий уровень налогообложения металлургической отрасли, навести порядок с ценообразованием. Вы слышали это или нет? Слышали.

Значит, особенно в кризисный период времени, мы сделали все для того, чтобы вас поддержать. И Сергей Дмитриевич (С.Д.Шаталов, заместитель Министра финансов РФ) сейчас говорил по линии Минфина, Минэкономразвития активно этим занималось.

Кстати, первоначально было даже большое сопротивление, мне пришлось продавливать, потому что как бы считалось, что это вроде избыточные меры поддержки и кризис вроде не такой глубокий. Оказалось, что все правильно мы сделали и я об этом нисколько не жалею. Ну почему «Мечел» может выстроить нормальную, корректную работу? Я, кстати, помню вот тот выпад в адрес «Мечела», я могу только сожалеть о том, что это привело к падению его капитализации тогда процентов на 20 сразу или на сколько? Но во всяком случае, Игорь Владимирович (И.В.Зюзин, председатель совета директоров ОАО «Мечел»), хочу Вас за это поблагодарить — все исполнил, все сделал и ведет себя корректно и по отношению к отечественным потребителям, и к российскому законодательству.

В Правительстве есть значительные силы, которые хотят поддержать отрасль, нацелены на поддержку отрасли — она, безусловно, относится к базовым отраслям российской экономики. Но если мы увидим, что мер, которые сегодня сформулированы в законе, недостаточно, для того чтобы отрасль функционировала в рамках этого закона, — значит, нам придется их ужесточать, эти меры. Но зачем? Зачем? Но я хочу сказать, что мы это сделаем, если не увидим ответной реакции.

Вот эти расследования… Ведь что происходит? Мы же с вами понимаем, расследования ведутся годами. Сколько ты ведешь расследование, Игорь?

И.Ю.Артемьев: На самом деле мы постоянно этим занимаемся. Срок расследования у нас — не больше трех месяцев. Просто повторяется одно и то же.

В.В.Путин: Вот, повторяется одно и то же. Потому что расчет на что? Зайду в этот кабинет, потом в этот кабинет, потом в судах там все умрет. Но вы понимаете, если все будет так «умирать» в судах или еще где-то, в кабинетах будет «растворяться», повторяю еще раз: нам придется принять другие меры, которые будут действенными.

Кстати говоря, если происходит то, что мы сейчас видим, это значит, что меры государства не эффективны. Они не эффективны по наведению порядка. Если вы считаете, что что-то избыточно, приходите, мы же открыты. И Минфин открыт, и Министерство промышленности и торговли открыто, и та же Налоговая служба открыта, и Министерство экономического развития. Но если вы сами признаете, что это правильные, корректные нормы, надо их исполнять.

Я вас прошу об этом: пожалуйста, давайте мы таким вот образом выстроим совместную работу. И обращаюсь прежде всего к акционерам наших крупнейших металлургических компаний, к менеджменту высшего звена. У нас есть все возможности эффективно совместно выстраивать правила поведения в экономике в целом и в такой важнейшей, повторю еще раз, системообразующей отрасли, как металлургическая отрасль.

В целом ситуация там, на мой взгляд, очень неплохая: металлургическая отрасль развивается, развивается хорошими темпами.

Мы сегодня посмотрели, сколько у нас инвестпроектов, — они крупные, большие. Я вижу заинтересованность у акционеров компаний, у специалистов в реализации этих проектов. Откровенно говоря, очень рассчитываю на то, что мы объединим усилия, устраним все недостатки, о которых сегодня говорили, и выйдем на новые рубежи.

Спасибо вам большое за внимание. Всего доброго.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*