Повышение качества госуправления — путь к экономическому росту

Нельзя обойтись и без заимствования опыта других стран, но делать это нужно разумно. За счёт применения этих инструментов можно добиться существенного роста экономических показателей. К таким выводам пришли участники сессии «Новое качество государственного управления — фактор экономического роста», которая состоялась 8 сентября на площадке Московского финансового форума.

Как показал опрос, проведённый среди участников сессии, главными причинами невысокого качества госуправления в России являются игнорирование новейших технологических трендов, низкое качество законодательства и слабая защита прав и свобод человека. Среди других причин — коррупция и неудовлетворительная квалификация госслужащих, а также избыточный контроль и надзор. По мнению министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, совершенствование необходимо по всем этим направлениям в комплексе. Однако слабая защита прав граждан и низкое качество судебной системы в совокупности с низким качеством законодательства, по его мнению, являются наиболее существенными проблемами. Невозможно, по словам Михаила Абызова, качественно защитить интересы гражданина, если законодательство, которое рассматривает судебная система, неэффективно и несовершенно. Суд в таком случае не будет справедливым, указал министр.

За счёт развития системы многофункциональных центров граждане, по его словам, увидели другое лицо государства, оно стало клиентоориентированным. Новые технологии позволят максимально перейти в режим онлайн, когда все услуги и сервисы будут предоставляться при помощи интернета, в дистанционном режиме, отметил министр. Но для этого нужны законодательные изменения, чтобы обеспечить юридическую значимость этих действий.

На применении новых технологий, по словам Михаила Абызова, должно базироваться и повышение качества управления главными ресурсами — это деньги, люди и время. Министр предостерёг от увеличения числа выпускаемых правительством нормативных актов — качество государства от этого не улучшается, а граждане и бизнес не успевают адаптироваться к изменениям. Если в 2004 году на федеральном уровне принималось 5 тыс. нормативных актов и законов, которые регламентировали работу государственной системы и жизнь общества, то сегодня — уже 30 тыс. Также министр высказался за отказ государства от лишних функций.

Государство на федеральном и региональном уровне взяло на себя настолько много полномочий, что качественно исполнять их сегодня очень тяжело. Государству необходимо избавиться от лишних функций, отдать их бизнесу, сделать государство компактным, сосредоточенным исключительно на главных приоритетах. Без этого невозможно построить эффективную государственную машину. Первично не только внедрение технологичных процессов. Нужно чётко разделить, где должно быть государство, а где его не должно быть. Это шаг номер ноль», — считает министр.

Кроме того, по мнению Михаила Абызова, государству сейчас не хватает гибкости в управлении ресурсами. Неэффективные затраты, например, на обеспечение чиновников высокого уровня личным транспортом, можно было бы направить на премирование за конкретные достижения на работе. Однако Минфин, по словам министра, уже 4 года отказывается перенести эти расходы «с одной строки на другую».

Система бюджетного планирования, которую построил Алексей Леонидович Кудрин, к сожалению, не гибкая. Её надо радикально изменять. Надо дать большую возможность губернаторам распоряжаться ресурсами, перебрасывать их с одной строки на другую, определять приоритеты развития. Министр сегодня практически не может этого сделать. Финансовая система должна быть гибкой, быстрой, удобной. Я надеюсь, что Минфин построит сервисную модель управления финансами. Сегодня она не сервисная, а бухгалтерская. Она не отвечает 21 веку», — заявил Михаил Абызов.

Председатель совета фонда «Центр стратегических инициатив», экс-министр финансов Алексей Кудрин, в свою очередь, ответил, что сроки изменения бюджетной росписи уже сократились с 60 до 14 дней. Но вопрос в том, может ли исполнительная власть вносить подобные изменения и нужно ли настолько увеличивать свободу исполнительного органа. Гибкость здесь может быть до определённой границы, полагает он.

Алексей Кудрин также высказался за необходимость цифровизации государственного управления.

За счёт применения современных методов мы можем на треть сократить чиновников за 6 лет и сократить издержки на госуправление на 0,3% ВВП. Это существенный ресурс, который можно перенаправить на другие цели. Используя новые принципы управления в течение 6 лет мы сможем перейти примерно к средним цифрам по ОЭСР по количеству государственных функций, количеству надзорных органов — это примерно в 2 раза меньше, и тем самым существенно снизить нагрузку на бизнес и способствовать принятию быстрых решений», — отметил он.

От избыточного государственного контроля нужно уходить, уверена губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Есть масса примеров, когда бизнес от этого страдает. Она выразила готовность применять в регионе все нововведения, которые предусматривает приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Её куратором в правительстве является Михаил Абызов.

Избыточный государственный контроль ощущается не только в работе бизнеса, но и внутри государственных структур, считает директор Высшей школы государственного управления Алексей Комиссаров.

Когда я перешёл на госслужбу, поразился, что в отличие от предпринимателей, которые всегда ищут, что можно сделать, чиновники всегда ищут, почему нельзя сделать. В эту сторону есть очень сильный перекос. Цена ошибок, которые могли быть совершены, на порядок меньше, чем недополученные выгоды», — считает он.

Низкий уровень доверия между государством и гражданами, по мнению участников сессии, является большой проблемой. Повышению уровня доверия способствует политика открытости министерств и ведомств.

То, что сделал Михаил Абызов за последние 5 лет в части открытости, — невероятно. Проблема доверия крайне актуальна. Без открытых, понятных и прозрачных действий государства всё остальное бессмысленно», — считает ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Государство должно быть открытым не только по отношению к гражданам, но и к бизнесу. У предпринимателей должна быть возможность участвовать в принимаемых властью решениях, подчеркнул глава РСПП Александр Шохин. Институт оценки регулирующего воздействия, который появился 6 лет назад, по его мнению, пока не удалось довести до совершенства. Президент РСПП посетовал на то, что нормативно-правовые акты, которые принимаются в рамках реализации приоритетных проектов, не проходят ОРВ, для них предусмотрена ускоренная процедура.

Она, на мой взгляд, эффективно функционирует только у Михаила Анатольевича Абызова в проекте по реформе контроля и надзора, где есть жёсткая конструкция участия Общественно-делового совета в рассмотрении всех нормативно-правовых документов. По другим приоритетным проектам во многом всё зависит от воли координаторов, единой системы нет», — отметил Александр Шохин.

При совершенствовании госуправления крайне важно учитывать международный опыт, считают участники дискуссии. В России существует практика обучающих семинаров для чиновников, которая предполагает лекции зарубежных экспертов. Несколько таких семинаров уже были организованы Сбербанком и РАНХиГС при поддержке Открытого правительства. Практикуются и выезды за границу. В мае 2017 года недельную стажировку в Сингапуре прошли 35 замминистров и руководителей ведомств.

Международный опыт нужно учитывать, чтобы понимать все современные тренды и сопоставлять себя с лучшими практиками, считает Михаил Абызов. Но его нельзя просто копировать и переносить, подчеркнул министр. Его надо понимать, знать, но из совокупности инструментов необходимо выбирать универсальные. А структурные, системные вопросы госуправления должны решаться исходя из особенностей страны, людей и культуры.

Важно применять не только опыт Сингапура, Малайзии, Британии, Австралии, Новой Зеландии, которые продвинулись в этом дальше остальных. Нужно анализировать опыт корпораций. Сегодняшняя система государственного управления во многом может применять те инструменты, которые применяют лучшие корпорации. Искусство управления государственного и корпоративного начинает очень плотно перемешиваться. Люди делают карьерный цикл, работают и в частном бизнесе, и в государстве, потом возвращаются в частный бизнес. За счёт этого повышается общее качество управленческой культуры», — сказал Михаил Абызов.

Важно принимать во внимание и лучшие практики, существующие внутри страны. На региональном уровне, по его мнению, хороший пример применения зарубежных трендов демонстрируют Татарстан и Москва.

Источник: Открытое Правительство

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*