Без суда, с последствием. Разработан новый механизм рассмотрения жалоб граждан на чиновников.

Как рассказал «РБГ» Савва Шипов, директор департамента государственного регулирования минэкономразвития, сегодня оспорить действия чиновника можно в вышестоящем органе власти или в суде. «Первый вариант на практике не работает, а второй отнимает много времени и денег. К моменту вынесения судебного решения вопрос иска зачастую вообще теряет актуальность для заявителя», — пояснил он.

В законопроекте, по словам г-на Шипова, жалобам присваивается особый статус — претензии. Они рассматриваются чиновниками в приоритетном порядке в течение 15 календарных дней с момента регистрации. Граждане смогут оперативно подать претензию в письменной или электронной форме в органы власти через их официальные сайты или Единый портал госуслуг, а также по единому телефону доверия. «Таким образом, претензия подается на имя вышестоящего должностного лица. Если эта претензия удовлетворяется, прокуратура штрафует чиновника. Если претензия не удовлетворена, гражданин может обжаловать отказ в суде. В случае признания судом неправомерности отказа к ответственности привлекается как предоставляющий услугу чиновник, так и его начальник, отказавшийся удовлетворить претензию», — уточнил директор департамента минэкономразвития.

Законопроектом предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка процедур и сроков, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами, — штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. За нарушение порядка и срока рассмотрения претензии, отказ в ее регистрации, а также за неинформирование прокуратуры о результатах рассмотрения — штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб., за повторное нарушение — от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. А за неправомерный отказ в удовлетворении претензии — штраф от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.

«Благодаря этому закону претензии будут оперативно рассматриваться под контролем органов прокуратуры, а значит, сократится количество обращений граждан в суды», — отметил Савва Шипов.

Эксперты считают, что предлагаемые поправки помогут гражданам и бизнесу в неравной борьбе с чиновничьим произволом. «Они позволят людям решать свои проблемы более оперативно, — говорит Елена Полеонова, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». — Граждане и организации получат право обращаться с претензией на решения и действия должностного лица в орган государственной власти или местного самоуправления (выбор останется за заявителем), а не в суд. Эти претензии будут рассматриваться в течение 15 календарных дней с момента обращения. Сейчас в законодательстве не предусмотрены такие жесткие сроки рассмотрения жалоб». Получить же решение суда в такие короткие сроки, по словам эксперта, невозможно.

Сегодня, по данным минэкономразвития, непосредственное отношение к гражданам и бизнесу на федеральном уровне имеют 889 услуг (функций). При этом, как показал организованный министерством мониторинг наиболее массовых общественно значимых услуг для граждан и бизнеса, на госуслуги мы в настоящее время тратим массу времени и денег. В частности предприниматели затрачивают на их получение в среднем на 40 % больше денег и на 50% больше времени, чем положено (см. диаграммы). Для граждан главную роль играют очереди и несоблюдение стандартов обслуживания. Бизнес больше озабочен непрозрачностью процедур, непредсказуемостью конечной стоимости услуги и необходимостью многократным предоставлением одинаковых документов в разные органы в процессе получения услуги. При этом для всех заявителей самым важным показателем остаются сроки получения госуслуги.

К сожалению, пока результаты мониторинга по регионам показывают, что время предоставления одних и тех же государственных услуг в зависимости от субъекта РФ может различаться в разы. Количество обращений в различные органы власти и организации в реальности зачастую в 2 и более раза превышает установленные в правовых актах нормативы.

«Сегодня чиновники постоянно нарушают установленные законом сроки и порядок предоставления услуг и документов, — подтвердила Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес проектам». — Несмотря на это, многие предпочитают исправлять бесконечные придирки чиновников, а не требовать надлежащего исполнения их обязанностей, так как существует устойчивое мнение, что жаловаться чиновникам на чиновников долго и малоэффективно». По словам эксперта, например, процент удовлетворения жалоб на решения налоговой инспекции со стороны вышестоящей инспекцией — ничтожен. Более действенным способом считается судебное разбирательство, но минусы этого пути — дорого и долго.

Бороться с чиновниками власть собирается в первую очередь с помощью штрафов. Именно поэтому новые законодательные инициативы устанавливают ответственность чиновников за нарушения закона.

«Впервые в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) вводится ответственность чиновников за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, а также за запрос у граждан и юридических лиц не предусмотренной законом и регламентом информации, — отметила Тамара Сивак, старший юрист аудиторско-консультационной компании «Грант Торнтон». Правда, говорить о том, насколько эффективно будет работать предлагаемая процедура, эксперт пока затрудняется. «Учитывая средний размер заработной платы клерков, которые сидят где-то «в окошке» и принимают документы, штрафы кажутся немаленькими, — рассуждает Тамара Сивак. — Это, с одной стороны, должно дисциплинировать клерков, но может сослужить и плохую службу: привести к тому, что количество государственных служащих, участвующих в оказании таких услуг, сократится, и тогда могут наступить проблемы с оказанием госуслуг».

Помимо этого, по словам эксперта, представляется, что для подачи претензии желательно, чтобы факт нарушения был каким-то образом задокументирован. А это не всегда возможно, потому что общение с чиновниками происходит у нас не только письменно, но и устно. «Какого-то письменного отказа и необоснованного письменного запроса может и не быть. И, соответственно, если такое нарушение документально не зафиксировано, руководитель госоргана всегда сможет сказать, что нарушения регламента не было», — заметила Тамара Сивак.

В свою очередь, Ольга Пономарева уверена, что предлагаемые поправки в КоАП РФ могут реально повлиять на чиновников, а то и вовсе оставить должностное лицо без зарплаты. «Законом предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей за взимание чиновником непредусмотренной законом платы — несколько таких штрафов в месяц, и зарплату как «корова языком слизала». При этом закон еще устанавливает довольно серьезные штрафы за неправомерный отказ в удовлетворении претензии — от 10 до 30 тысяч рублей. Помимо этого, предусмотрена и такая мера контроля — обязательное размещение информации о рассмотрении претензии налогоплательщика на сайте соответствующего органа и уведомление прокуратуры», — отметила эксперт.

Реестры госуслуг

Результаты мониторинга качества услуг в 2010 году

Юлия Васильева

 

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*