В России инвестклимат может радикально различаться даже в соседних областях. Но вопреки распространенному мнению решающее значение имеет не географическое расположение региона и не налоговые льготы. Гораздо важнее отношение властей к инвесторам, которое проявляется при решении самых обычных бытовых вопросов вроде согласования документов, очередности и стоимости подключения к электросетям. Судя по данным, опубликованным на сайте Минэкономразвития, чаще всего иностранные компании в России жалуются на административные барьеры и дискриминацию при рассмотрении споров с российскими компаниями.
Как показывает международная практика, выходом могли бы стать специализированные агентства при региональных администрациях по работе с инвесторами. Такие структуры помогли бы решить главную проблему — значительно сократить сроки инвестпроекта. Для этого достаточно к каждому крупному инвестору прикрепить проектного менеджера из числа сотрудников местной администрации, у которого будет оперативный доступ к руководству региона. Судя по опыту Китая, персональная ответственность чиновника за развертывание прикрепленного инвестпроекта способна творить чудеса. Такие агентства эффективны при условии, что это будет современное подразделение с хорошо образованным штатом менеджеров, которые не просто ждут приезда инвесторов, а сами занимаются их поиском, постоянно улучшают и продвигают инвестиционные возможности и проекты региона, создают готовые промышленные площадки. Правда, в коррупционной системе такие агентства могут превратиться в дополнительное посредническое звено.
Отправить ответ