— Если говорить формально, то с вступлением в действие закона «О техническом регулировании» статус стандартов изменился: на них теперь распространяется принцип добровольного применения. Место документов, в которых формулируются обязательные для исполнения требования, заняли новые правовые акты — технические регламенты.
Предпринятая реформа преследовала целью создать в России более динамичную и гибкую систему технического регулирования, которая, с одной стороны, сняла бы избыточное административное давление на наших производителей, с другой — надежно защитила российский рынок от проникновения на него небезопасной продукции, а наших граждан — от ее приобретения. Процесс установления обязательных требований нужно было сделать более объективным, публичным. Необходимо было довести порядок принятия технических регламентов до уровня федерального закона, постановления правительства и указа президента.
В качестве базовой основы мы взяли европейскую модель. В Европейском союзе система техрегулирования двухуровневая, она основывается на принципах так называемого «нового подхода». Суть в следующем: существуют документы первого уровня — это директивы, технические регламенты, которые устанавливают обязательные требования к продукции. Сформулированы они в достаточно общей форме. Конкретные показатели, которых обязан достичь производитель, чтобы выполнить требования директив, детально изложены в документах второго уровня — стандартах. Стандарты добровольны для применения, но вместе с тем под конкретную директиву публикуется определенный перечень стандартов. И если производитель этот перечень исполняет, образуется такое понятие, как презумпция соответствия, что является доказательной базой для выполнения требований технических регламентов.
Так что в контексте всего сказанного стандарты можно назвать условно добровольными документами. Потому что чаще всего производитель выбирает именно этот путь исполнения обязательных требований. Но он вправе поступить и по-другому. Например, если в компании приняты более современные корпоративные стандарты или же она выпускает продукцию, показатели которой значительно лучше, чем те, что определены в техническом регламенте, производитель может пользоваться собственными стандартами, а дальше уже доказывать, что результат их исполнения приводит и к выполнению требований технического регламента.
— Получается, что переход на новую систему технического регулирования должен ускорить модернизацию отечественного производства?
— Конечно, мы можем говорить о таком влиянии. Применение современных стандартов, особенно международных, которые сегодня начинают играть в России все большую роль, стимулируют развитие производства. Напомню, что последние изменения в законе «О техническом регулировании», принятые в конце декабря прошлого года, существенно расширяют возможность использования в нашей стране международных стандартов, что, конечно, будет способствовать модернизации.
Кроме того, не стоит забывать и о другом классе стандартов — тех, которые рассчитаны на область подготовки производства, на формирование системы менеджмента качества организации, о CALS-технологиях, которые тоже оказывают большое влияние на инновационное развитие как отдельных предприятий, так и всей экономики.
Но хотелось бы сказать и о другой стороне этого вопроса: новая система технического регулирования не мешает инновационным процессам, она не становится барьером для бизнеса. Повторюсь, это очень гибкая модель. Она позволяет производителю сделать выбор: либо идти по пути большинства, либо использовать новые, более передовые технологии. Если же все нормы техрегулирования будут жестко закреплены и обязательны для исполнения, то предприятиям, использующим в своей работе инновационные технологии, применяющим неординарные решения, имеющим необычное производство, будет очень трудно пройти этот рубеж.
— Вы упомянули о международных стандартах. Дискуссии вокруг необходимости их заимствования нашей страной и вообще о целесообразности использования Россией европейской модели технического регулирования не утихают. Почему, на ваш взгляд, в последние годы мы стали все активнее импортировать западные техрегламенты и стандарты?
— Обращение к зарубежному опыту во многом связано с тем, что в России разработка технических регламентов идет достаточно медленно.
Что же касается целесообразности использования европейских принципов в практике российского технического регулирования, то напомню, что Европа шла к своей системе довольно долго — концепции «нового подхода» уже более 40 лет, и свою эффективность он доказал. Стоило ли нам, реформируя национальную систему техрегулирования, заново изобретать велосипед? Почему бы не взять за основу технические регламенты ЕС и не адаптировать их к нашим реалиям? Безусловно, российская промышленность далеко не всегда готова исполнять весь тот перечень стандартов, который дополняет ту или иную европейскую директиву. Если установить для наших предприятий высочайшие обязательные нормы, принятые в Европе, большая часть нашей промышленности остановится. Этого нельзя допустить. Поэтому было решено «подложить» под западные технические регламенты наши национальные стандарты, постепенно подтягивая их до мирового уровня. Таким образом, мы, с одной стороны, не навредим национальной промышленности, а с другой — обеспечим плавное вхождение ее на рынок конкурентоспособной продукции.
— Как отразится на нашей промышленности и сфере технического регулирования вступление России в ВТО? Наверное, российским предприятиям после этого придется выполнять завышенные по отношению к нашим возможностям технические регламенты других стран?
— Основной документ ВТО, влияющий на область технического регулирования, это Соглашение по техническим барьерам в торговле. Его основная идея заключается в том, что национальные технические регламенты, стандарты и правила сертификации не должны создавать барьеры в международной торговле. Если какая-то страна вводит у себя такие нормы, то вопрос решается путем обращения к арбитражной практике. В соглашении нет требований об обязательном взаимном признании членами ВТО технических регламентов и стандартов, нет требований об обязательном соответствии их международным стандартам, нет унифицированных технических регламентов и стандартов. Так что с этой точки зрения ВТО нашей промышленности не страшно.
Я бы рассмотрел проблему вступления России в ВТО с другой точки зрения. Опасения возникают из-за открытия нашего рынка для продукции других стран, которая подчас более конкурентоспособна, чем российская. И если мы в один момент откроем свой рынок, то наша промышленность действительно может пострадать. Но позиция России по вступлению в ВТО как раз и заключается в том, что мы хотим войти в эту организацию без очевидного вреда для нашего рынка и нашей промышленности. Именно поэтому переговоры о вступлении в ВТО ведутся Россией уже довольно длительное время. Кроме того, не надо забывать, что на длительность нашего вступления в ВТО значительное влияние оказывает и политическая позиция ряда ее членов.
— На какой стадии находится сегодня работа по созданию межгосударственной модели технического регулирования на постсоветском пространстве: среди государств — участников СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза.
— В рамках СНГ работа по межгосударственной стандартизации ведется очень давно. Существует Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) — региональная организация, которая осуществляет координацию, вырабатывает и принимает решения по проведению согласованной политики наших стран в области гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия. Совет существует с 1992 года, и несмотря ни на какие политические и экономические осложнения между участниками Содружества его работа ни разу не прерывалась. Отмечу также, что в последние годы межгосударственные стандарты в рамках СНГ разрабатываются не очень активно. Это связано с тем, что с распадом СССР фонд действовавших на его территории стандартов фактически стал межгосударственным, он стареет и во многих странах, входящих в СНГ, обновляется меньшими темпами, чем, например, в России. Но тем не менее межгосударственные стандарты разрабатываются, во многом на них базируются торговля между нашими странами и элементы взаимного признания при подтверждении соответствия.
Кстати, МГС очень хорошо известен на международном уровне — его знают в Международной организации по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO), в европейских организациях по стандартизации. В частности, руководители ISO неоднократно принимали участие в заседаниях совета.
В рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза подобных организаций пока не существует, сейчас пока обсуждается вопрос о целесообразности их создания. Мне кажется, что решение о более быстрой экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана, вошедших в Таможенный союз, активизирует работу по межгосударственной стандартизации на всем постсоветском пространстве. Договориться о единых экономических принципах на поле СНГ было сложно, на поле ЕврАзЭС — тоже. Три страны, решившие выступить в качестве флагманов интеграции и двигаться более быстрыми темпами, создавшие на первом этапе Таможенный союз, который в будущем должен перерасти в экономический союз, будут переносить свои результаты и на другие государства, и дальше, может быть, к союзу присоединятся и другие страны из состава СНГ.
Инициатива государств — участников Таможенного союза может найти применение и в работе МГС СНГ. Правила совета позволяют принимать межгосударственный стандарт в том случае, если его поддерживают три страны, с дальнейшим присоединением остальных. На мой взгляд, это правильный подход, очень похожий на модель организации Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Подобный механизм позволяет распространять опыт применения стандартов на б?льшую территорию. А это очень выгодно участникам Таможенного союза, потому что их инициатива и их стандарты имеют шанс распространиться на всю территорию СНГ. Выгодно это и промышленности наших стран, так как международная стандартизация — хорошо известный в цивилизованном мире путь продвижения национальной продукции на рынки.
— Как будет дальше развиваться правовое регулирование сферы технического регулирования в нашей стране? Планируются ли, в частности, изменения в области стандартизации — стандарты сегодня обновляются очень динамично, и чтобы они способствовали развитию отечественного производства, их требования должны быть самыми передовыми?
— Действительно, стандартизация сегодня развивается очень динамично, она играет огромную роль в экономической и социальной жизни мирового сообщества. По своим задачам стандартизация выходит за рамки сферы технического регулирования: она не только направлена на защиту жизни и здоровья граждан, имущества, охрану окружающей среды, предотвращение действий, вводящих в заблуждение потребителей, но и затрагивает более широкий круг вопросов. Поэтому сейчас в России активно обсуждается вопрос о принятии отдельного закона о стандартизации.
Кроме того, в современном мире сфера стандартизации очень изменилась. Например, если раньше национальные органы по стандартизации в первую очередь концентрировали свое внимание на разработке национальных стандартов, а затем продвигали их на международный уровень, то сейчас самые передовые из них проявляют наибольшую активность в сфере создания международных стандартов и участии в международной стандартизации. После того как международный стандарт принят, он переносится на территорию страны и становится национальным.
Это очень важное стратегическое изменение вызвано двумя причинами. Во-первых, международная интеграция развивается все быстрее и быстрее, и если раньше мейнстримом была региональная интеграция, то сейчас все чаще можно слышать о более глобальных процессах, отчасти даже об экономической интеграции всей планеты. Я думаю, этим процессом предстоит активно заниматься уже нашим детям, и стандартизация сыграет здесь большую роль.
Во-вторых, усиливается конкуренция на международных рынках. Перед государствами стоит задача активней лоббировать свои интересы, а стандартизация — это еще и инструмент лоббирования. Продвигая свои требования к продукции, процессам, услугам сразу на уровень международных стандартов, национальные органы по стандартизации способствуют проникновению своей промышленности на международные рынки.
России нужно перестраивать свою систему стандартизации. И фактически в 2009 году эта работа уже началась. Конечно, у нас ситуация сложнее, потому что очень небольшая доля отечественной промышленности ориентирована на международные рынки. Но в этой доле мы уж точно в ближайшее время должны стратегически изменить ситуацию в области стандартизации. Кроме того, с помощью стандартизации мы сможем подтянуть и ту часть промышленности, которая пока работает лишь на внутренний рынок, поскольку ее продукция не обладает высокими конкурентными характеристиками.
И наконец не стоит забывать о том, что перед Россией стоит задача развития инновационного производства. У нас принята серьезная программа по нанотехнологиям, реализация которой может привести к созданию совершенно новой продукции. Не секрет, что все производители инновационной продукции сталкиваются с одной типовой проблемой. Это так называемая проблема «последней мили»: когда продукт уже разработан, осталось самое сложное — вывести его на рынок и обеспечить доверие к нему потребителей. Инновационная продукция имеет одну особенность: у нее совершенно новые характеристики, поэтому на нее не могут распространяться известные стандарты. Эту проблему можно решить с помощью механизма технического регулирования — процедур подтверждения соответствия, сертификации и, в первую очередь, добровольной сертификации, самой важной для обеспечения доверия потребителей. Сегодня мы активно обсуждаем вопрос о том, как техническое регулирование и стандартизация могут стимулировать выпуск инновационной продукции в нашей стране и помочь ей выйти на международные рынки.
Источник: БОСС
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | пресс-служба ФА по техническому регулированию и метрологии
Отправить ответ