А министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила создать сеть региональных особых экономических зон без вложения средств федерального бюджета, только на средства субъекта Федерации и частных инвесторов, с распространением на них федеральных льгот и преференций, что, по ее мнению, дало бы импульс для развития ОЭЗ. По ее словам, ОЭЗ могут так и остаться «точечным механизмом», если их не масштабировать. В связи с этим она предложила «активно привлекать профессиональные управляющие компании к управлению особыми экономическими зонами, а также создать сеть региональных особых экономических зон».
Еще одно предложение министра — предоставить статус резидентов особых экономических зон сервисным компаниям, работающим в этих зонах и по действующему законодательству не имеющим права становиться резидентами, а также малым компаниям, которые по действующим нормативам не удовлетворяют требованиям, выдвигаемым для резидентов.
Почему власти решили активно продвигать ОЭЗ? Потому что особые экономические зоны — это не только инструмент модернизации экономики, но и один из механизмов ГЧП, который уже доказал свою эффективность.
Продление режима особых экономических зон даст России дополнительное преимущество в глобальной конкурентной борьбе на международных рынках за прямые иностранные инвестиции и технологии
В Управляющей компании «Особые экономические зоны» отмечают, что ОЭЗ, как механизм государственно-частного партнерства, преобразуют инфраструктурный ландшафт страны. В каждой из 24 особых экономических зон УК «ОЭЗ» создает плотную сеть современной инфраструктуры — инженерной, транспортной, коммунальной. А затем уже частные инвесторы в режиме налогового, таможенного и административного благоприятствования разрабатывают на основе инфраструктуры ОЭЗ новые технологии, производят и выводят на рынок конкурентоспособную продукцию. Представители УК «ОЭЗ» называют этот алгоритм развития «двойным инфраструктурным рычагом». Эффективность инфраструктуры и создаваемого на ее основе бизнеса очевидна: на сегодняшний день соотношение «государственные деньги — деньги инвесторов» в ОЭЗ достигло один к пяти. Это очень высокий показатель. Налицо качественный рост.
Зачем же продлевать срок действия ОЭЗ, если он и так солидный — 20 лет? Как объясняют в УК «ОЭЗ», на подготовку площадок в особой экономической зоне, проектирование и строительство инфраструктурных объектов, R&D-центров и заводов понадобится не менее 10 лет. Пять лет из них уже прошли. Но, как показывает мировой опыт, продуктивное влияние ОЭЗ на экономику и социальную сферу в масштабе всей страны даст о себе знать не менее чем через 15 лет. А некоторые государства идут к этому 20 лет и более.
Кроме того, увеличение срока действия ОЭЗ, а значит, налоговых и таможенных преференций для инвесторов позволит повысить рентабельность и снизить срок окупаемости крупных проектов. Это бонус для резидентов ОЭЗ и тех игроков, кто пока еще только присматривается к России.
Плюс ко всему продление режима особых экономических зон даст России дополнительное преимущество в глобальной конкурентной борьбе на международных рынках за прямые иностранные инвестиции и технологии. И, наконец, ОЭЗ — это не просто территории, застроенные научными и производственными объектами. На базе особых экономических зон формируются кластеры, цепочки технопромышленной кооперации, в том числе международной. Фактически речь идет о том, что ОЭЗ должны превратиться в своеобразные фабрики фабрик, технологий и сложных высокотехнологических продуктов. И это не перспективы отдаленного будущего, а реалии сегодняшнего дня — процесс уже идет.
На какой же срок имеет смысл продлевать время работы ОЭЗ? Первый заместитель губернатора Томской области Оксана Козловская считает, что еще лет на 15-20, то есть до 35-40 лет. Продление сроков действия особых экономических зон технико-внедренческого типа в России, по ее мнению, выгодно компаниям, реализующим в них крупные инвестиционные проекты. Решение о создании в Томске ОЭЗ технико-внедренческого типа было принято в 2005 году, то есть, по действующему ныне закону, ее действие завершится в 2025 году. Увеличение срока действия особых зон с 20 до 35 — 40 лет, по мнению Козловской, улучшит инвестиционный климат в инновационном секторе экономики. Что касается Томска, то такое продление благотворно скажется и на развитии томского аэропорта. Поскольку пункт пропуска и международные полеты открыты только на время действия проекта особой экономической зоны.
Особые экономические зоны как действенный механизм государственно-частного партнерства регионы уже оценили и, по данным руководства УК «ОЭЗ», рассчитывают создать еще 18 особых экономических зон. Сейчас находятся несколько заявок от регионов на создание новых особых экономических зон, и они проходят экспертизу в Управляющей компании и в Министерстве экономического развития РФ. Как только заявки будут рассмотрены и одобрены, можно ожидать создания новых особых экономических зон.
По сути, речь идет о «масштабировании» проекта ОЭЗ, для чего созданы все необходимые условия: законодательная база, управляющая компания и интерес инвесторов к развитию проектов в формате особой экономической зоны.
По данным УК «ОЭЗ», сейчас объем заявленных инвестиций инвесторов в 5 раз превышает средства, потраченные государством на развитие инфраструктуры зон.
Cправка
В России 24 ОЭЗ четырех типов: 4 — промышленные, 4 — инновационные, 13 — туристических и 3 — портовые. Инновационные ОЭЗ размещены в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Томске и Свердловской области. Портовые ОЭЗ — в Ульяновской, Мурманской областях и Хабаровском крае.
На 1 января 2011 года в ОЭЗ зарегистрировано 257 инвесторов. По данным за 2010 год, капитализация ОАО «ОЭЗ» составляет 48 млрд рублей, в 2011 году будет выделено еще 4,92 млрд.
Наталья Барановская
Отправить ответ