Задачей нацсовета, подробный план создания которого появился в конечной версии скорректированной «Стратегии-2020», декларируется экспертиза и оценка нормативных актов «с точки зрения их влияния на деятельность инвесторов, рыночные институты и экономическую свободу». Де-факто будущему нацсовету предлагается взять на себя анализ части нормативных документов, формально не попадающих под критерии обязательной оценки регулирующего воздействия в рамках Минэкономики, которые тем не менее способны влиять на деловой климат в стране — и анализа которых прямо требует бизнес.
В частности, предполагается, что совет будет изучать реальное правоприменение изучаемых документов, а также генерировать рекомендации по «улучшению инвестиционного климата, привлечению инвестиций и разрешению типовых конфликтов». При этом совет должен получить беспрецедентные полномочия по блокированию введения в действие отдельных документов, существенно ухудшающих бизнес-среду в РФ. Предлагается предоставить ему право вводить «мораторий на срок до шести месяцев» на движение таких документов в органах власти (например, на внесение законопроектов в Госдуму) — причем отменить этот мораторий сможет лишь глава правительства после публичного обоснования такой отмены. Во главе совета авторы предложения видят «известную и авторитетную фигуру, имеющую влияние и вес» как в деловых кругах, так и в Белом доме.
Отметим, что это описание полностью соответствует кругу задач первого вице-премьера Игоря Шувалова как «инвестиционного омбудсмена» — уполномоченного по вопросам инвестиционного климата, назначенного на этот пост в октябре 2010 года (см. «Ъ» от 19 октября 2010 года). Сам же нацсовет де-факто должен стать исполнительным органом при омбудсмене — задачи последнего, согласно распоряжению правительства от 2 августа 2010 года N1298-р как раз включают «обеспечение координации» госорганов «в целях улучшения инвестиционного климата, снижения административных барьеров» и «оперативного и эффективного рассмотрения обращений» инвесторов.
Структура совета, как предполагается, будет включать три уровня. Верхний — собственно, нацсовет — предлагается создать из 12 видных экспертов в области права и экономики, отобранных по «репутационным» соображениям (в противовес отраслевому принципу). Второй уровень — секретариат совета, возглавляемый опытным чиновником в ранге не ниже замминистра и созданный в виде АНО — должны сформировать штатные эксперты по ключевым отраслям госрегулирования. Базой же иерархии станут постоянные и временные профильные рабочие группы, которые будут обсуждать конкретные задачи в сфере налогов, антимонопольного регулирования, гражданского права и т. д. При этом от обязательной «сквозной» экспертизы всего законодательства и нормативной базы члены совета будут освобождены: отбор тем для изучения будет производиться голосованием и зависеть от степени важности их для экономической политики. Обратиться с предложением рассмотреть тот или иной аспект нормативной базы смогут как бизнес-ассоциации и отдельные предприниматели, так и думские фракции и комитеты, главы субъектов РФ и чиновники правительства.
По аналогичной схеме, отметим, работали в Мексике существенно улучшившие инвестклимат в 90-х консультативный совет по улучшению регулирования (RIC) и федеральная комиссия по улучшению регулирования (COFEMER): в докладе «Стратегии-2020» они не упоминаются, но в целом заимствование мексиканского опыта обсуждалось еще в марте—апреле 2011 года, в том числе на совещаниях у президента Дмитрия Медведева.
Олег Сапожков, Дмитрий Бутрин
Отправить ответ