Сегодня и бизнес, и общество исключены из процесса принятия решений в сфере экологии. Между тем экологическое регулирование эффективно только в том случае, если все решения принимаются на основании компромисса между государством, обществом и бизнесом. Баланс интересов — основная идея экореформы, которую предпринимательское сообщество представило председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву на совещании в Иркутске. Это совещание положило начало диалогу по экологической повестке, хотя, конечно, до полного согласования позиций всех сторон еще далеко.
Проект комплексной экореформы был разработан год назад в ответ на продвигаемый минприроды закон о технологическом нормировании — так называемый ТНОС. Позволю себе кратко напомнить главные идеи экологической реформы. Во-первых, мы настаиваем на том, что экологическая политика должна учитывать экономические, социальные и экологические интересы. Экологическое регулирование не должно быть регулированием «сбросов, выбросов, отходов» предприятия. Нельзя производить что-то и при этом не воздействовать на окружающую среду. Но мы не можем жить, ничего не производя, без промышленности. Поэтому нужен баланс, нужны процедуры достижения согласия по поводу допустимой степени воздействия на окружающую среду. Среди механизмов, которые могут обеспечить такой баланс, — трехсторонние экологические советы. Такой совет уже успешно работает в Томске.
Во-вторых, нам нужна новая система управления качеством окружающей среды. В результате многочисленных трансформаций появились расхождения между системой управления и реальными процессами. На практике это приводит к тому, что система управления, например, не различает малые предприятия и крупный бизнес — малые предприятия должны проходить те же высокозатратные разрешительные процедуры. К различным средам обитания применяются универсальные нормы. Из-за этого отдельные предприятия вынуждены очищать сбросы от загрязняющих веществ до значений в десятки раз ниже, чем их содержание в водоемах и атмосферном воздухе. Мы предлагаем дифференцированный подход к предприятиям и к средам обитания. Если дифференцировать среды обитания, то сбросы, выбросы, отходы можно будет нормировать исходя из климатических, региональных скоростей процессов самовосстановления природы в каждой из сред обитания. Сейчас система управления не различает предприятия по объемам негативного воздействия, размерам и другим характеристикам. С одной стороны, это приводит к тому, что зачастую затраты на ее содержание превышают получаемый эффект. С другой стороны, как уже говорилось выше, от этого страдают малые предприятия.
Мы предлагаем провести реформу в три этапа. На первом этапе нужно устранить невыполнимые требования, повысить прозрачность разрешительных процедур. Уже одно это позволит снять избыточные административные барьеры, повысит эффективность регулирования и позволит высвободить до 100 млрд рублей в год. На втором этапе необходима перестройка законодательства и системы управления. Эту сферу необходимо выделить в самостоятельный блок природоохранного права, связать воедино национальные процедуры регулирования и те, которые РФ приняла на себя в рамках международных договоров. Мы проработали и подготовили основные цели, задачи, направления и методы перестройки системы. Ключевое направление на этом этапе — пересмотр функций, полномочий и ответственности власти, промышленности, общественности. Сегодня часто ответственность за плохое качество окружающей среды перекладывается на бизнес, а роль органов власти, особенно региональных, занижается. На третьем этапе мы предлагаем начать постепенное внедрение системы экологических правоотношений. По нашим оценкам, реформа может быть реализована за три года.
В действующей системе управления такая масштабная и комплексная реформа невозможна — необходимо создать новые институты и механизмы. Мы предлагаем принять программу реформирования экологического законодательства и назначить ее куратора от правительства, а также создать межведомственную комиссию с участием представителей минэкономразвития, минприроды, минпромторга, минфина и РСПП. Наконец, необходимо создать Штаб реформы под руководством зампреда правительства РФ.
Право на благоприятную экологическую среду гарантироано Конституцией России. Но право на труд и право на хозяйственную деятельность не менее важны, чем право на чистый воздух и чистую воду. Предлагаемая экологическая реформа позволит промышленности наращивать масштабы технологического обновления предприятий и повышать конкурентоспособность. И это будет происходить не в борьбе с системой экологического регулирования, как сейчас, а благодаря ей.
Андрей Елинсон
(первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию)
Отправить ответ