Напомним, проект поправок к закону «О защите конкуренции», разработанный ФАС, проходил согласование с ведомствами и аппаратом Белого дома еще с начала 2012 года. Наиболее важными инициативами ведомства были предложения обязать «доминантов» создавать и публиковать торговые практики, ужесточить контроль над сделками внутри групп компаний и распространить обязанности соблюдать правила недискриминационного доступа не только на госмонополии. Также ФАС предлагала наделить себя правом согласовывать создание любого государственного и муниципального унитарного предприятия (ГУП, МУП) и вето на создание совместных предприятий с активами более 7 млрд руб.
В правительство законопроект вносился с разногласиями с Минюстом, Минфином и Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Хотя Минэкономики поначалу одобрило проект, по итогам общественного обсуждения, в ходе которого было получено 96 негативных экспертных отзывов, министерство дало отрицательную оценку регулирующего воздействия. С критикой проекта выступили «Опора России» и «Деловая Россия», отрицательные отзывы он получил от Национальной ассоциации институтов закупок и Национального союза защиты прав потребителей. Несмотря на все это, в октябре 2013 года законопроект был «в целом» одобрен на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова — однако доработка его по предложению Белого дома была крайне длительной. В итоге проект в дополнительно смягченном виде попал 2 июня на новое совещание у первого вице-премьера: там большая часть разногласий стараниями Игоря Шувалова была снята.
По данным чиновника правительства, знакомого с обсуждением, базовые изменения в «пакете», который сейчас уже практически не рассматривается в Белом доме как документ в рамках единой концепции,— это отказ от правки закона «О естественных монополиях» и исчерпание спора ФАС с ФСТ о полномочиях, формулирование норм о недискриминационном доступе вне монополии, а также уточнение ФАС норм по интеллектуальной собственности, в первоначальной формулировке предполагавшей возможность влияния ФАС на франчайзинговые отношения и отношения, связанные с товарными знаками. «В итоговом варианте законопроекта будут исключены положения, определяющие порядок применения антимонопольных требований к действиям и соглашениям по использованию исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Закон «О защите конкуренции» будет регулировать исключительно отношения по обращению товара, а регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности останется только за Гражданским кодексом»,— подтвердил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский.
По данным «Ъ», в целом в Белом доме считают предложения ФАС обоснованными, но предпочитают оставить право «ручной» коррекции конкурентного режима исключительным и находящимся только в распоряжении правительства, но не ведомств и не ФАС. Так, собеседник «Ъ» в Белом доме полагает, что ситуации, которые ФАС предлагает решать через правила недискриминационного доступа вне монополии, «редко, но бывают» — в основном в отраслях, где структуры рынка сложились давно, например, в химической отрасли. «Права собственности важны, но для преодоления ситуации нужно было бы строить новый химзавод. Эта норма будет действовать, когда у правительства не будет другого выбора»,— пояснил он. Также, по данным «Ъ», в Белом доме считают нужным в том же ключе отрегулировать систему преференций ГУП и МУП — ФАС, которая бралась делать это сама, не должна быть «министерством справедливости».
Анастастия Мануйлова, Дмитрий Бутрин
Отправить ответ