Белый дом ставит контроль на баланс. Чиновники отчитаются перед бизнесом в новом формате

МЧС впервые представит бизнесу и общественности отчет о своей практике пожарных проверок за 2016 год в новом формате — публичного «балансового» совещания, сообщили «Ъ» в «Открытом правительстве». Обсуждения пройдут 7 апреля в Туле и 20 апреля в Москве. Заявленная задача — организация профилактики нарушений. О ее необходимости говорится в паспорте реформы контроля и надзора, рассчитанной до 2024 года. Напомним, реформа предполагает постепенный переход к риск-ориентированному подходу (когда частота проверок предприятия зависит от его класса опасности), с тем чтобы сократить к 2018 году число плановых проверок на 30%, а число видов контроля — на 15%. Сейчас, по данным «Открытого правительства», в РФ ежегодно проводится около 2 млн проверок, которые оборачиваются для бизнеса издержками в 5% ВВП.

На «балансовых» совещаниях чиновники расскажут, сколько объектов они проверили, какие нарушения нашли и к какой категории рисков они относятся. «Нужны рекомендации, как делать надо, а как — не надо»,— объясняет идею совещаний министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. По его словам, такой формат позволит отказаться от репрессивной модели контроля и надзора.

Вслед за МЧС ежеквартальные «балансовые» обсуждения практики будут проводить 11 ведомств: ФНС, МВД, ФАС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС, рассказали в пресс-службе Михаила Абызова. В методических рекомендациях для ведомств (есть у «Ъ») есть несколько правил обсуждений. Чиновники должны будут заранее вывесить на сайте отчет о проверке, дать объявление с координатами встречи не позже чем за две недели, пригласить на встречу местные объединения предпринимателей и региональных бизнес-омбудсменов. Встречи должны проходить в зале не менее чем на 200 человек. Чиновники должны будут организовать ее онлайн-трансляцию, ответить на вопросы предпринимателей, а затем учесть их при доработке отчетов, которые вместе с записью встречи должны размещаться в интернете.

Предпринимателями будет востребован формат очной встречи, где можно при свидетелях высказать претензии проверяющим,— считает старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Но, по его мнению, в ходе реформы появляются нестыковки, которые могут негативно сказаться на ее успешности. «Чиновникам надо одновременно и разъяснять свою практику, что предполагает ее постоянство, и менять ее в пользу проверок предприятий с высокими рисками»,— говорит эксперт. «Балансовые» встречи будут полезны, считает руководитель практики административного права юридической компании «Форма» Денис Каримов. Но, по его мнению, «балансовые» встречи будут более востребованы, если чиновники будут отвечать бизнесу в те же сроки и в том же формате, что и населению (20-30 дней по закону об обращениях граждан), а также если увязать их с личным приемом чиновниками предпринимателей. «Новая методика не дает предпринимателям гарантии обратной связи: они смогут высказать пожелания, но не до конца ясно, как они будут учтены и будут ли рассмотрены»,— подчеркивает юрист.

Софья Окунь

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


Правительство распространило риск-ориентированный подход ещё на 33 вида госконтроля

Теперь новая модель, при которой интенсивность проверок зависит от степени риска на объекте или в целом в отрасли, будет использоваться ещё в 33 видах госконтроля. Соответствующее постановление Правительства подписал Премьер-министр Дмитрий Медведев.

Переход контрольно-надзорных органов на «умную» модель проверок был официально закреплён кабмином в августе прошлого года. Соответствующее постановление разрабатывалось при непосредственном участии экспертов Открытого правительства. В первый перечень видов контроля, которые уже с 2017 года должны осуществляться с учётом рисков, тогда были включены санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор и надзор в области связи. Документ также устанавливал правила и критерии отнесения проверяемых объектов к тому или иному классу опасности или категории риска. В феврале этого года перечень был дополнен ещё одним видом контроля — в сфере соблюдения трудового законодательства.

Теперь общее число видов контроля и надзора, которые должны осуществляться с учётом риск-ориентированного подхода, достигло 37. В перечень вошли, в частности, надзор в области безопасности дорожного движения, земельный, ветеринарный и транспортный надзоры, контроль за деятельностью по тушению пожаров в населённых пунктах, надзор в области гражданской обороны, надзор в сфере обращения лекарственных средств, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и другие.

Федеральным органам исполнительной власти, курирующим эти направления, необходимо до 15 мая внести в Правительство проекты актов об утверждении критериев отнесения деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей и производственных объектов к категориям риска или классам опасности.

Новый подход к проверкам позволит сконцентрировать внимание проверяющих органов на объектах, где нарушение безопасности может привести к наиболее тяжёлым последствиям, а также на злостных нарушителях. Такой подход позволит, с одной стороны, повысить в целом защищённость государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности и оптимизировать трудовые и финансовые ресурсы проверяющих госорганов. А с другой стороны — освободить от чрезмерного внимания контролёров, избыточного административного давления и связанных с этим издержек добросовестных предпринимателей, чей бизнес не несёт в себе серьёзных потенциальных рисков. Важно, чтобы ведомственные методики отнесения к категориям риска были максимально прозрачны и понятны как предпринимателям, так и простым гражданам, и чтобы можно было безошибочно определить, к какой категории относится объект. Риск-ориентированный подход обязаны будут внедрить все без исключения контрольно-надзорные органы в рамках реализации приоритетной программы по реформе контроля и надзора», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Принципы риск-ориентированного контроля и надзора легли в основу приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности. План реформы утверждён президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам в декабре 2016 года, старшим должностным лицом является министр РФ Михаил Абызов. Программа предполагает, что планы проверок на 2018 год будут формироваться с применением риск-ориентированного подхода.

Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%. Количество плановых проверок ряда российских надзорных ведомств, уже использующих риск-ориентированный подход, за последние годы значительно снизилось. Так, у МЧС плановых проверок в 2016 году было на 34% меньше, чем в 2014, а на 2017 год заявлено почти на 48% меньше проверок, чем в 2014. Роспотребнадзор в 2016 году сократил свои плановые проверки на 45% по сравнению с 2014 годом, число заявленных на 2017 год уменьшилось на 32% (к 2014). Роструд в прошлом году провёл на 35% проверок меньше, чем в 2014 году, на текущий год запланировал на 44% меньше. Количество проверок Россельхознадзора сократилось за 2 года на 71%, Ространснадзора — на 46%. МВД в 2016 году провело почти на 70% плановых проверок меньше, чем в 2014, а план на 2017 год на 81% меньше, чем было 3 года назад. В Росздравнадзоре сокращение проверок за 2 года составило более 17%, в Росприроднадзоре — 34%, в ФАС — 45%. На 2017 год Росприроднадзор и ФАС запланировали на 56% меньше проверок, чем 3 года назад.

При реформировании контрольно-надзорной деятельности особое внимание будет уделяться укреплению межведомственного взаимодействия — как информационного, так и административного.

 

Недобросовестный участник экономической деятельности, как правило, старается уйти от требований государства как по одному направлению, так и по другому. Совмещение информационных систем, наличие общей информационной базы позволит выявлять таких нарушителей на всех элементах цепочки. Также в рамках совместной работы с надзорами необходимо построить систему межведомственного взаимодействия в части администрирования, чтобы проверочные мероприятия не дублировали друг друга», — сказал Михаил Абызов.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*