Сегодня 03 Декабря 2021 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Аудитор Счетной палаты Светлана Орлова: за каждой цифрой — люди!

9 Сентября 2021 ТАСС

Счетная палата видит необходимость в корректировке правил бюджетного наполнения регионов Дальнего Востока. В ведомстве считают, что улучшению ситуации с выделением средств может способствовать изменение самой методики распределения субсидий. О предлагаемых в этой связи мерах, а также о работе "регуляторной гильотины", открытости органов власти и "зеленой" экономике рассказала в интервью ТАСС в рамках Восточного экономического форума аудитор Счетной палаты Светлана Орлова.

— Светлана Юрьевна, у вас поменялось направление аудита. Вы теперь курируете вопросы государственного управления и работы госорганов в целом. Скажите, удалось ли Счетной палате повлиять на эффективность их работы? Как госорганы реагируют на представления и рекомендации Счетной палаты?

— Первое и очень важное, что надо отметить - Счетная палата сейчас уделяет большое внимание стратегическому аудиту. Теперь значительное место в нашей работе отведено комплексным мероприятиям, когда его ведет не один аудитор, а сразу несколько. Такой формат позволяет более глубоко изучить проблему, увидеть системные недостатки. Вот, например, в таком формате проводилось несколько проверок моего прежнего направления, связанных с деятельностью институтов развития Дальнего Востока и Северного Кавказа. Благодаря такому комплексному подходу мы смогли выявить ряд серьезных проблем в их работе. Это и невысокая прозрачность, и большие временные лаги предоставления средств конкретным организациям, и низкая доступность к инвестиционным средствам.

Конечно, есть и положительные результаты. Так, на Дальний Восток привлечено 3 трлн инвестиций, создано 75 тыс. новых рабочих мест, построены новые заводы и предприятия, хорошая логистика, инфраструктура. Но, если говорить именно о работе самих институтов развития Дальнего Востока, то их эффективность, по нашей оценке, очень невысокая.




То же самое можно сказать и о работе Корпорации развития Северного Кавказа: поставленные цели не достигнуты, рабочие места, то количество, которое планировалось, не созданы, медицинский кластер не построен. А ведь вложены бюджетные средства, к ним нельзя так относиться. На 1 вложенный бюджетный рубль всегда должно быть 3 рубля инвестиций. Естественно, мы в наших материалах на имя председателя правительства все проблемы отметили, и, надо отдать должное правительству, часть наших предложений была учтена. Как вы знаете, сегодня идет трансформация институтов развития, в том числе институтов Дальнего Востока и Северного Кавказа.

Что касается работы госорганов, то в целом они стали лучше реагировать на представления и рекомендации Счетной палаты. И, конечно, нам самим очень важно, чтобы после нашей проверки ситуация менялась к лучшему, недостатки исправлялись, чтобы происходили серьезные системные изменения. Ведь что такое эффективное государственное управление? Это прежде всего оказание услуг людям: в образовании, здравоохранении, ЖКХ, инфраструктуре. А еще это открытость: люди должны видеть, как расходуются бюджетные деньги. Счетная палата со своей стороны провела большую работу по повышению открытости органов власти. Сначала, прямо скажем, госорганы к этой теме не очень серьезно относились. Сейчас мы видим, что отношение поменялось. Если в прошлом году высокую степень открытости мы отмечали только у трех госорганов, то в этом – уже у 21. Сократилось и время ответов на запросы граждан. Госорганы стали публиковать решения своих комиссий и советов. А ведь многие граждане даже не знали, что при министерствах есть такие советы и туда можно обращаться.

Мы будем и дальше эту тему вести. Потому что открытость – это очень важно. Это поднимает доверие граждан к государству. А доверие – это важный инструмент экономического роста. От того, насколько граждане верят государству, полагаются на него, зависит успех реализации государственной политики.

— С открытостью понятно, а что с результатами работы ФОИВов? Как вы оцениваете, за последние годы госорганы повысили результативность, сокращаются ли неэффективные траты?

— Конечно, Счетная палата ежегодно выявляет значительное количество нарушений, связанных с неэффективным использованием бюджетных средств и иных ресурсов. За пять лет мы зафиксировали более 500 таких нарушений на общую сумму 183 млрд рублей, в том числе в 2020 году было выявлено 60 нарушений на сумму 20,6 млрд рублей, в 2019 году – 65 нарушений на сумму 24 млрд рублей. Если сравнивать эти показатели по годам, то можно отметить снижение и количества нарушений, и их суммарного денежного выражения. Но все же, еще раз повторю, нам важно, чтобы не просто стало меньше нарушений, а чтобы происходили системные изменения в работе госорганов. И здесь мы тоже видим определенные результаты. Вот, например, этой весной правительство утвердило новую систему управления госпрограммами: теперь совсем по-другому идет переформатирование федеральных целевых программ. Это очень важно. Потому что раньше очень многие индикаторы программ не соответствовали. В результате деньги осваивались, а нужный результат не достигался.

Еще одна важная тема, которой Счетная палата активно занимается и пытается добиться системных изменений, - незавершенное строительство. На сегодняшний день по стране насчитывается 63 тыс. таких объектов, в том числе 408 – на Дальнем Востоке. В ближайшее время, я надеюсь, правительство выпустит дорожную карту, которая позволит в режиме онлайн видеть каждый объект и принимать по нему решения. Что-то, может быть, надо завершить, что уже не нужно людям, а что-то, наоборот, ускорить. Зачем планировать новые объекты, если с этими еще не разобрались? Конечно, это раздражает людей. Особенно когда по много лет объект строится, как, например, Центр трансплантации почки и диализа. Его строили 22 года.







Все эти примеры показывают, как важны в нашей работе и в работе госорганов стратегическое мышление и риск-ориентированный подход. Выходя на проверку, мы пишем матрицу: можно ли достичь, нельзя ли достичь, какие риски будут. Сейчас у нас в палате создан новый департамент стратегического планирования. И, надо отдать должное Алексею Кудрину, он как финансист и бывший министр финансов очень скрупулезно относится к каждой цифре. Потому что за каждой цифрой – люди!

— Возвращаясь к Дальнему Востоку. В рамках форума прошло совещание у президента по социально-экономическому развитию Дальнего Востока. Там выступал министр финансов, и он сказал, что Дальнему Востоку не так нужны субсидии, как условия для развития. Вы согласны с таким тезисом?

— Я прожила здесь 25 лет, знаю, что такое Дальний Восток и у меня есть свое особое мнение по этому вопросу. Считаю, что первое, что нужно региону – это топливно-энергетический баланс. Вот сдали Сахалинскую ГЭС, при этом половина муниципалитетов сети не построили. Президент дал поручение к 2022 году обеспечить топливно-энергетический баланс. Поэтому здесь очень важно серьезно подойти к этому вопросу.

Что же касается создания условий для развития, то, как я понимаю, министр финансов имел в виду ТОРы. Мы проводили соответствующую проверку. И тут есть проблема, что одни и те же инвесторы ходят из одного ТОРа в другой. При этом ТОРы — это налоговые преференции. На эти преференции в целом по стране приходится более 7 трлн рублей. И за счет этих преференций должно быть большее привлечение инвестиций. И мы тут должны спросить, где результат от этих льготных условий.

Кроме того, говоря о необходимости субсидий, мы должны помнить, что все дальневосточные регионы – это реципиенты. Доноров среди регионов Дальнего Востока нет.

— То есть они зарабатывают сами?

— Они получают субсидии, субвенции из федерального бюджета. При этом 11% каждого бюджета региона Дальнего Востока – это плата за неработающее население в ФОМС. А в ряде субъектов ДФО от 50 до 70% бюджета — это расходы на топливо. Потому что не прожить без топлива ни на Камчатке, ни на Сахалине, нигде. Поэтому Дальний Восток пока что не выживет без субсидии и субвенций.

Кстати, говоря о субсидиях, хочу отметить, что мы со своей стороны предлагали Минфину разобраться с их количеством (на данный момент насчитывается 188 различных субсидий), сделать выкладку и все посчитать.

— А как в целом обстоит ситуация с предоставлением субсидий на Дальнем Востоке? Насколько эффективно они распределяются?

— В заключении на отчет об исполнении бюджета за 2019 и 2020 годы мы отметили сложную ситуацию в трех регионах Дальнего Востока: Еврейской и Магаданской областях, а также в Забайкальском крае. В Магадане, например, очень много уходит на топливо, а Еврейская область в силу своих особенностей не может превратиться в донора. Поэтому, на наш взгляд, необходимо менять методику распределения субсидий. Мы собирались со всеми губернаторами в университете Сбербанка на учебу, где это обсуждали. Надо двигаться в этом направлении. Надо, чтобы у региона было больше источников, которые он может администрировать, и за счет этого навести порядок: незавершенку сократить, нацпроекты четко контролировать. Поэтому Счетная палата в этих вопросах имеет свою точку зрения. И мы ведем конструктивный диалог с правительством.

— Мы сейчас на экономическом форуме. Он и про предпринимательство в какой-то степени. Как вы считаете, как в России идет линия на сокращение административного давления на бизнес?

— Есть определенные позитивные сдвиги. И, конечно, большую роль сыграл принятый закон о контрольно-надзорной деятельности, так называемая регуляторная гильотина. Отменено более 12 тыс. ненужных нормативных актов. Например, если раньше в сфере транспорта было 850 нормативных актов, то сейчас осталось 85. Также отменяется огромное количество актов Санэпиднадзора, что очень важно для бизнеса.

Теперь важно, чтобы принятый маховик законодательства отработал. Чтобы не получилось так, что законы приняты, а реализация страдает. Поэтому надо дойти до каждого, чтобы люди, бизнес знали и понимали все изменения. И Счетная палата должна участвовать в этом. Мы хотим в ноябре провести большую стратегическую сессию по этому законопроекту, пригласить туда представителей правительства, прокуратуры, следственного комитета, министерства юстиции. Также мы ведем сейчас большое мероприятие по анализу эффективности реализации мер по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. Завершим его в 2022 году. Думаю, будет очень интересная фактура.

— Давайте поговорим об экологии. Эта тема как-то внезапно выстрелила. На ПМЭФ в июне месяце просто "бабахнула" тема ЕСГ, зеленых технологий и так далее.

— Да, действительно, сегодня тема экологии становится у населения приоритетной, потому что люди понимают, что это касается здоровья и качества жизни. Каждый хочет дышать свежим воздухом, купаться в чистой реке. И сегодня уже есть определенные стандарты по "зеленой" экономике. Сейчас многие российские компании вкладываются в очистные сооружения, потому что понимают, что без этого не выйдут на мировой рынок, что там не примут их продукцию, если они не выполнят стандарты.

Для Дальнего Востока экология – это тоже тема номер один. Это и воздух, и захоронения, и суда, и море, которое должно быть чистым. Особенно остро для региона стоят вопросы электро- и теплоснабжения. Сегодня две трети теплоэнергостанций работают на угле. И это при том, что в округе большие запасы природного газа. Вот угольщики пришли в Находку, и сегодня экология в Находке тяжелая. Негативные последствия использования угля всем известны. В основном это отходы, образовавшиеся при сжигании угля, так называемые золошлаковые отходы. Их накопленный объем в ДФО составляет 121,5 млн тонн. При этом ежегодный объем накопления составляет около 2 млн тонн. Только на Сахалинской ГРЭС – 2 образуется до 60 тыс. тонн золошлаковых материалов в год.

Поэтому мы должны сейчас определиться, какая будет у нас энергетика. Например, у нас огромные запасы торфа, который более экологичен, чем уголь из-за малого содержания шлаков. Я, кстати, сделала две небольшие тепловые станции на торфе, когда работала во Владимирской области. То есть уже такой процесс пошел, что можно в топливо и торф использовать. Только во Владимире его 9 млн тонн.

Еще одна острая проблема – это утилизация отходов. Вы, например, знаете, что из бутылки можно переработать сотни миллионов ниток, которые будут использованы в железной дороге? А мы все выбрасываем, в том числе фармацевтический мусор, который затем идет в землю, а оттуда - в воду. Какую воду мы пьем в итоге? Надо отдать должное, сейчас правительство проводит активную работу по экологической тематике: реализуется программа "Чистая вода", национальный проект "Экология". Конечно, большую роль сейчас должен сыграть интеллект, разработки ученых. Сегодня это мировая тенденция. Есть глобальная стратегия ООН, которая будет выполняться во всем мире. И мы должны в этом участвовать.

— Сколько это все будет стоить бизнесу? Президент РСПП Шохин, например, сказал, что они видят риски удвоения инфляционного таргета вдвое.

— Во-первых, это будет вводиться постепенно. Естественно, риски будут учтены. Ну и к тому же бизнес уже тоже понимает, что он должен вкладываться в экологию, потому что без этого здоровье населения не сберечь.

— Спасибо.

Беседовала Елена Кудрявцева

Возврат к списку

                            Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей
                                 

 Уважаемые коллеги!                         

С учетом реализуемой Правительством Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности в настоящее время деятельность Комитета направлена на выработку консолидированной позиции бизнес-сообщества по ключевым направлениям реформы и регулярное взаимодействие с контрольно-надзорными органами для сопровождение данной позиции.                          

Разрешительная и контрольная деятельность органов государственной власти является основной формой взаимодействия бизнеса и государства. От стабильных и понятных регуляторных условий ведения бизнеса в стране зависит и общее состояние инвестиционного климата, и, в конечном итоге, темпы экономического роста. Основная задача Комитета — объединить заинтересованных представителей бизнеса для обеспечения прозрачности и предсказуемости реформы, а также надлежащего применения законодательства в данной сфере.                          

Приглашаем вас к активному участию в этой работе!
                                 

                        

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com