Сегодня 28 Октября 2020 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Россия приподнялась на «регуляторной гильотине»

30 Сентября 2020 РБК
Качество регулирования в России немного улучшилось в 2019 году, но лишь вернулось на уровень 2016 года, следует из данных Всемирного банка.
Россия по итогам 2019 года немного продвинулась вперед по качеству государственного регулирования, но остается в нижней части стран мира по этому направлению, показал индекс качества регулирования (Regulatory Quality), ежегодно составляемый Всемирным банком. Обновленный в сентябре индекс является одним из шести индикаторов качества госуправления Worldwide Governance Indicators (WGI), которые Всемирный банк рассчитывает с конца 1990-х годов.

Остальные индикаторы — это «подотчетность обществу», «политическая стабильность и отсутствие насилия», «эффективность правительства», «верховенство закона» и «контроль над коррупцией». Показатели России по этим направлениям в прошлом году практически не изменились, за исключением индекса эффективности госуправления. В нем Россия, неизменно занимавшая позиции ниже среднего, впервые получила положительный балл (0,15 после -0,06 в предыдущий год) и вошла в 42% лучших стран. Это произошло, в частности, за счет того, что больше россиян, опрошенных службой Gallup, выразили удовлетворенность системой общественного транспорта, дорогами и качеством образования.

В этом году Всемирный банк неожиданно приостановил публикацию своего более популярного исследования — рейтинга стран по легкости ведения бизнеса Doing Business. Рейтинг широко использовался правительствами стран, включая Россию, в качестве официального KPI. Эксперты говорили РБК, что индикаторы государственного управления от Всемирного банка могут служить альтернативой или полезным дополнением рейтингу Doing Business. Но в настоящее время индикаторы WGI не используются российским правительством в качестве ориентира регуляторной реформы.
Россия по итогам 2019 года немного продвинулась вперед по качеству государственного регулирования, но остается в нижней части стран мира по этому направлению, показал индекс качества регулирования (Regulatory Quality), ежегодно составляемый Всемирным банком. Обновленный в сентябре индекс является одним из шести индикаторов качества госуправления Worldwide Governance Indicators (WGI), которые Всемирный банк рассчитывает с конца 1990-х годов.

Остальные индикаторы — это «подотчетность обществу», «политическая стабильность и отсутствие насилия», «эффективность правительства», «верховенство закона» и «контроль над коррупцией». Показатели России по этим направлениям в прошлом году практически не изменились, за исключением индекса эффективности госуправления. В нем Россия, неизменно занимавшая позиции ниже среднего, впервые получила положительный балл (0,15 после -0,06 в предыдущий год) и вошла в 42% лучших стран. Это произошло, в частности, за счет того, что больше россиян, опрошенных службой Gallup, выразили удовлетворенность системой общественного транспорта, дорогами и качеством образования.

В этом году Всемирный банк неожиданно приостановил публикацию своего более популярного исследования — рейтинга стран по легкости ведения бизнеса Doing Business. Рейтинг широко использовался правительствами стран, включая Россию, в качестве официального KPI. Эксперты говорили РБК, что индикаторы государственного управления от Всемирного банка могут служить альтернативой или полезным дополнением рейтингу Doing Business. Но в настоящее время индикаторы WGI не используются российским правительством в качестве ориентира регуляторной реформы.

Как на регулирование повлияла пандемия


Будущий индекс качества регулирования от Всемирного банка за 2020 год будет учитывать особенности регулирования в условиях пандемии. «Мы уже видели, что в чрезвычайном «антиковидном» законодательстве (региональном и федеральном) обоснование регулирования было достаточно слабое, — предупреждает Цыганков. — Причина этого в том, что у нас отсутствуют нормальные данные для анализа и расчетов, формально существующие институты не опираются на «доказательную политику». Сопротивление реформам со стороны различных групп влияния сильнее проявляется как раз там, где нет возможности противопоставить их мнению цифры и объективный анализ, указывает эксперт.

В Минэкономразвития утверждают, что в ответ на вызовы пандемии «было внедрено множество механизмов горизонтального взаимодействия, что позволило прорабатывать и согласовывать решения в кратчайшие сроки». Регуляторные решения были направлены в первую очередь на снижение издержек бизнеса и граждан, сокращение контактов для всех участников процессов. В первом полугодии 2020 года общее количество проверок сократилось на 46% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, следует из данных министерства. Были перенесены сроки вступления в силу ряда требований, реализация которых могла стать затратной для предпринимателей. Кроме того, по данным Минэкономразвития, Россия стала одной из ведущих стран по качеству реагирования на сложившийся кризис, согласно мониторингу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Автор: Иван Ткачёв.
При участии: Ольга Агеева.

Возврат к списку

                            Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей
                                 

 Уважаемые коллеги!                         

С учетом реализуемой Правительством Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности в настоящее время деятельность Комитета направлена на выработку консолидированной позиции бизнес-сообщества по ключевым направлениям реформы и регулярное взаимодействие с контрольно-надзорными органами для сопровождение данной позиции.                          

Разрешительная и контрольная деятельность органов государственной власти является основной формой взаимодействия бизнеса и государства. От стабильных и понятных регуляторных условий ведения бизнеса в стране зависит и общее состояние инвестиционного климата, и, в конечном итоге, темпы экономического роста. Основная задача Комитета — объединить заинтересованных представителей бизнеса для обеспечения прозрачности и предсказуемости реформы, а также надлежащего применения законодательства в данной сфере.                          

Приглашаем вас к активному участию в этой работе!
                                 

                        

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com