Сегодня 05 Июля 2020 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Госконтроль с первого раза не исправить

17 Июня 2020 Коммерсант
Дорабатывая законопроект о госконтроле ко второму чтению, Минэкономики практически переписало его. Среди самых существенных изменений — отказ от идеи контрольно-надзорного производства, а также ужесточение подхода к негосударственным формам контроля. Так, теперь исключается возможность освобождения от контрольно-надзорных мероприятий при страховании рисков причинения вреда, как этого просили депутаты, впрочем, на этот раз возражения поступают уже от бизнеса. Минэкономики доработало ко второму чтению законопроект о госконтроле (последняя версия есть у “Ъ”), практически полностью переписав его и сократив. Напомним, проект задуман как один из ключевых документов реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) — он должен стать своеобразным процессуальным кодексом. Этот документ в паре с проектом об обязательных требованиях («материальная» часть реформы) в апреле прошел первое чтение (см. “Ъ” от 20 апреля). Основная идея проекта осталась прежней — переход от карательного к профилактическому и риск-ориентированному подходам. Наиболее радикальное изменение коснулось скорее понимания процесса КНД — изначально проект устанавливал, что все мероприятия (за исключением экстренных) могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства, описанного в отдельной главе. Теперь эта глава исключается, регулирование в основном затрагивает именно мероприятия. Изменен и перечень профилактических мер, из него вычеркнуты выдача рекомендаций и выпуск руководств по соблюдению требований, а также профилактическое сопровождение, перечень стал закрытым: информирование, обобщение практики, меры стимулирования добросовестности, предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит. Ужесточен подход к негосударственным формам контроля. Ранее предполагалось, что законом могут быть предусмотрены случаи замены госконтроля контролем саморегулируемых организаций в отношении своих членов — теперь для этого им необходимо заключать с госконтролерами соглашения. Наконец, из проекта исключена возможность освобождения от контроля компаний, у которых застрахованы риски причинения вреда — теперь это лишь свидетельство их добросовестности. Изначально это положение критиковалось депутатами (см. “Ъ” от 17 января), а с исключением этой нормы не согласен уже бизнес. «Во многих случаях точно можно заменить контрольно-надзорные мероприятия на страхование рисков»,— сообщил “Ъ” вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. В пример он приводит кейс «Норникеля», которого могло не быть в случае страхования рисков. «Страховщики не заинтересованы в убытках и тщательно проверяют объекты»,— отмечает господин Корочкин. За последний месяц это уже вторая версия поправок к основному закону реформы КНД. Первая столкнулась с критикой аппарата правительства 8 июня, в частности, из-за неучтенных замечаний Минюста и бизнес-объединений, после чего проект был снова доработан. Так, Минюст указывал, что не учтены требования к разграничению полномочий контролеров, было неясно, распространяется ли действие проекта на контроль за органами власти и должностными лицами. Одновременно проект по-разному регулировал порядок контрольных мероприятий без контролируемого лица, а нормы о взыскании убытков с контрольных органов в случае неправомерных действий требовали уточнения взаимосвязи убытков и нарушений контролеров. Вчера в Минюсте “Ъ” пояснили, что эти замечания учтены. Евгения Крючкова, Диана Галиева

Возврат к списку

                            Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей
                                 

 Уважаемые коллеги!                         

С учетом реализуемой Правительством Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности в настоящее время деятельность Комитета направлена на выработку консолидированной позиции бизнес-сообщества по ключевым направлениям реформы и регулярное взаимодействие с контрольно-надзорными органами для сопровождение данной позиции.                          

Разрешительная и контрольная деятельность органов государственной власти является основной формой взаимодействия бизнеса и государства. От стабильных и понятных регуляторных условий ведения бизнеса в стране зависит и общее состояние инвестиционного климата, и, в конечном итоге, темпы экономического роста. Основная задача Комитета — объединить заинтересованных представителей бизнеса для обеспечения прозрачности и предсказуемости реформы, а также надлежащего применения законодательства в данной сфере.                          

Приглашаем вас к активному участию в этой работе!
                                 

                        

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com