Сегодня 21 Сентября 2018 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

При защите прав инвесторов будет соблюдён баланс интересов граждан и бизнеса

2 Апреля 2018 Открытое правительство

Создание благоприятных условий ведения бизнеса крайне важно для повышения инвестиционной привлекательности регионов, но при снижении административной нагрузки на предпринимателей важно соблюдать требования безопасности в интересах государства и граждан. Именно на сохранение жизни и здоровья граждан направлена реформа государственного контроля и надзора, которая реализуется под эгидой Открытого правительства. В рамках риск-ориентированного подхода, предусмотренного реформой, объекты высокого уровня опасности должны проверяться независимо от размера бизнеса, заявил куратор реформы, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе состоявшегося 30 марта в Екатеринбурге совещания Генпрокуратуры по вопросам защиты прав инвесторов в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах.

Вся работа, которая ведётся в рамках реформы государственного контроля и надзора, требует отдельного глубокого анализа и выводов в свете событий, которые произошли в Кемерово, отметил Михаил Абызов. Он напомнил, что риски, за которые отвечает государство, ежегодно в России приводят к гибели порядка 85 тыс. людей. Главная цель реформы контроля и надзора — при снижении смертности, травматизма и ущерба и уже потом сокращении давления на бизнес — к 2024 году в два раза сократить количество погибших и пострадавших по этим рискам и в течение 6 лет выйти на показатели, сопоставимые с лучшими международными практиками. За год с небольшим, который прошёл с момента запуска реформы, по словам министра, уже удалось по многим направлениям изменить огромную, крайне неэффективную, устаревшую систему и заложить основы нового, умного, прозрачного госконтроля, который способен обеспечить безопасность людей при одновременном сокращении административной нагрузки. Однако в случае трагедии в Кемерово, которая привела к гибели десятков людей, госконтроль не выполнил свою основную задачу, заявил Михаил Абызов.

Одной из возможных причин произошедшего является то, что предприятие, де-факто относящееся к повышенному уровню риска и угрозы причинения вреда, прикрывшись тем, что де-юре является малым бизнесом, было освобождено от плановых проверок в рамках "надзорных каникул". Такой подход стал соблазном для многих действительно опасных предприятий и своеобразной лазейкой, чтобы, прикрывшись статусом малого предприятия, избавиться от проверок. Поэтому в рамках реформы наша позиция остаётся неизменной и однозначной. Малое это предприятие, среднее или большое, если оно представляет высокий уровень риска, то в его отношении плановые проверки являются обязательным инструментом обеспечения безопасности людей. И наоборот. Неважно, какого размера предприятие, если оно не представляет потенциальную угрозу, надо его в принципе освободить от плановых проверок. В этом и есть суть риск-ориентированного подхода, который мы внедряем в рамках реформы», — сказал Михаил Абызов.

Он добавил, что в России всего лишь 5-10% всех малых предприятий относятся к высокому и среднему уровню риска, а значит, окончание "надзорных каникул", которое должно произойти в соответствии с законом в 2018 году, и переход на риск-ориентированный подход не приведёт в целом к повышению административной нагрузки на бизнес и при этом обеспечит гораздо более высокий уровень безопасности граждан.

Генеральный прокурор Юрий Чайка назвал недопустимыми ситуации, когда контролирующие органы «не исполняют свои прямые обязанности, прикрываясь "надзорными каникулами", тем более в местах массового пребывания людей».

С учётом действующего риск-ориентированного подхода поручаю прокурорам давать принципиальную оценку фактам бездеятельности контрольных органов, особенно в тех сферах, где высока опасность возникновения чрезвычайных ситуаций», — сказал генпрокурор.

Он также сообщил, что все торговые центры в России будут проверены в течение месяца.

Сохранение жизни и здоровья граждан должно быть приоритетом, сказал, в свою очередь, полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских.

Создавая благоприятные условия для предпринимателей, внедряя риск-ориентированный подход к проведению проверок и "надзорные каникулы", необходимо соблюсти баланс между интересами государства и бизнеса. Отдельные предприниматели в погоне за прибылью забывают о самом главном — о безопасности», — считает он.

Проблему излишних проверок предприниматели, по словам Игоря Холманских, сейчас ставят далеко не на первое место. Их больше волнуют вопросы предоставления земельных участков, аренды государственного и муниципального имущества, задержка оплаты заказчиками оказанных услуг.

С тем, что в случае трагедии в Кемерово система контроля и надзора дала сбой, согласился и уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Ответственность за произошедшее, по его словам, нельзя снимать и с предпринимателей: владельцев, арендаторов, субарендаторов комплекса. Но сегодня, как отметил бизнес-омбудсмен, нечёткость, неясность и иногда избыточность требований создают для предпринимателя ситуацию, когда он не понимает, какие требования нужно выполнять, а какие — необязательно. Он предложил внедрить систему деклараций противопожарной безопасности, когда контрольно-надзорный орган и предприниматель совместной декларацией фиксируют все требования, которые предъявляются к объекту, и предприниматель обязуется их чётко и своевременно выполнять. Торговый центр в Кемерово, по его словам, такую декларацию не оформлял. Проверкам, в том числе прокурорским, должны подвергаться все крупные объекты, связанные с торговлей, и центры, которые работают с людьми, уверен Борис Титов. Но эти проверки должны проводиться вдумчиво и ликвидировать недостатки, а не носить формальный характер, подчеркнул он. Представители бизнес-омбудсмена готовы участвовать в проверках, связанных с пожарной безопасностью, вместе с прокурорами.

Нельзя, чтобы обязательное требование, которое устанавливает государство, ставило предпринимателя перед выбором, нарушать одно или другое, согласен Михаил Абызов. Любое требование должно трактоваться однозначно, подчеркнул он. Если в результате анализа по итогам пожара в кемеровском ТЦ будет сделан однозначный вывод о том, что ряд требований находится в противоречии, то необходимо будет провести работу по приведению их в соответствие, сказал министр.

Михаил Абызов также выступил против изменения критериев отнесения предприятий к малому бизнесу. Изменять нужно режим контроля и проверять объекты независимо от размера и формы их деятельности, обеспечивать стабильность правил и тем самым повышать доверие бизнеса к государству, считает министр.

Президент «Опоры России» Александр Калинин, в свою очередь, призвал к слаженности

действий органов контроля и надзора, бизнес-объединений и самих предпринимателей, а также прокуратуры.

Трагедия в Кемерово показала не только грубейшие нарушения со стороны бизнеса, но и халатность со стороны органов контроля и надзора. Нужен скорейший переход на риск-ориентированный подход. Проверять надо там, где есть опасность для человеческой жизни. И главным показателем, конечно, должно быть не количество штрафов и проверок, а снижение травматизма и смертности на объектах», — считает он.

Александр Калинин также обратил внимание на разницу в штрафах за нарушения в работе для предпринимателей и для контролёров. Так, размер штрафа для предпринимателя за нарушение в среднем составляет от 15 до 70 тыс. рублей, а средний штраф за заведомо незаконные действия проверяющих — 1 тыс. рублей.

Необоснованные проверки по-прежнему остаются проблемой, считает Юрий Чайка. В 2017 году прокурорами предотвращено незаконное вмешательство контролёров в деятельность около 15 тыс. предпринимателей. Пресекались в том числе случаи проведения проверок по анонимным жалобам.

Михаил Абызов поблагодарил Юрия Чайку и руководство органов прокуратуры в регионах за активное участие в реализации реформы.

Она была бы невозможна без участия прокуратуры, которая играет ключевую роль в защите прав и отстаивании интересов предпринимателей и в проверке законности деятельности контрольно-надзорных органов и обеспечении прозрачности их работы. Благодаря совместной работе с Генеральной прокуратурой нам удалось в среднем на треть сократить количество необоснованных плановых контрольных мероприятий за прошедшие 2 года. В прошлом году при утверждении плана проверок на 2018 год более 115 тыс. мероприятий были отклонены как не соответствующие закону. Органы прокуратуры ежегодно отклоняют порядка трети заявок на проведение внеплановых проверок. Это играет важную роль в снижении надуманной нагрузки на бизнес», — сказал министр.

Единый реестр проверок, который ведёт Генпрокуратура, постоянно развивается и пополняется новыми перечнями данных, отметил Михаил Абызов. Кроме того, прокуратура, по его словам, постоянно работает над повышением скорости реагирования на сообщения о нарушении прав предпринимателей со стороны надзорных органов, каждый год выявляя более 200 тыс. таких нарушений.

Успех реформы госконтроля во многом определяется работой на местах и вовлечённостью со стороны руководителей регионов, подчеркнул Михаил Абызов. Именно на местах, по его словам, бизнес в первую очередь сталкивается с надзорными органами, и от качества именно этого взаимодействия зависит состояние инвестиционного климата.

Хотел бы поблагодарить Евгения Владимировича Куйвашева за то, как он выстроил работу по реализации реформы в Свердловской области. В регионе утверждена "дорожная карта" по внедрению целевой модели осуществления контрольно-надзорной деятельности, ведётся работа по анализу неэффективных и устаревших требований, внедряется практика проверочных листов. Свердловская область стала пилотным регионом по переходу на риск-ориентированный подход. Успеха можно достигнуть, только когда сами главы регионов, как в Свердловской области, являются "точками сборки" и координаторами работы по реализации реформы совместно с бизнесом и контролёрами федерального, регионального и муниципального уровня», — сказал Михаил Абызов.

По словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, бизнес сегодня является ключевым партнёром власти в решении экономических задач.

Правительство области стремится к тому, чтобы повысить эффективность взаимодействия с предпринимательским сообществом, выстроить общий вектор усилий на рост экономики. Создание усилий для повышения инвестиционной привлекательности, укрепление деловой среды — один из приоритетов развития Свердловской области», — отметил глава региона.

С учётом уже накопленного опыта правительство, по словам Михаила Абызова, сформировало план работы на ближайшее время. Главным приоритетом на будущее должна стать цифровизация государственного контроля, создание единого окна взаимодействия проверяющих и проверяемых. Это особенно актуально в свете задач по переходу на цифровую экономику, подчеркнул министр

Серьёзной нагрузкой для бизнеса являются внеплановые проверки. Михаил Абызов напомнил, что по поручению президента в ближайшее время предполагается внести изменения в законодательство, в рамках которых внеплановые проверки будут составлять не более 30% от плановых, за исключением тех проверок, которые связаны с потенциальной угрозой для жизни и здоровья граждан.

До сих пор, по словам министра, присутствует практика, когда штрафы используются для пополнения бюджетов на разных уровнях. Зачастую это приводит к тому, что эти штрафы несоразмерны масштабам бизнеса и фактически приводят к его банкротству.

Необходимо начать работу по ревизии КоАП в части обеспечения соразмерности наказания и штрафов уровню риска и реальным финансовым возможностям проверяемых. К тому же многие статьи КоАП сформулированы очень расплывчато и почти всегда дают возможность усмотрения проверяющего касательно той или иной ситуации. Я рассчитываю, что совместно с Генеральной прокуратурой правительство РФ инициирует подробное ранжирование контрольно-надзорными органами составов соответствующих правонарушений», — сказал Михаил Абызов.

Предстоит, по словам министра, большая работа по пересмотру и актуализации устаревших и дублирующих требований. Новый, умный госконтроль требует и новых компетенций. Важной задачей является переподготовка кадров. В этом году переподготовку пройдут более 20 тыс. сотрудников контрольно-надзорных органов. Ещё одна важная задача — развитие инструментов профилактики. Умный госконтроль должен предотвращать нарушения, подчеркнул министр.

Генпрокурор Юрий Чайка по итогам совещания дал ряд поручений. В том числе, он поручил прокурорам обратить внимание на формирование прозрачной правовой базы в области инвестиционной деятельности и провести ревизию нормативных документов. Во втором полугодии 2018 года надлежит проверить полноту принимаемых надзорными органами мер по профилактике нарушений инвесторами и по обязательной замене штрафов предупреждениями для малого и среднего бизнеса при впервые совершённом правонарушении.

Источник: Открытое правительство

 

 

Возврат к списку

Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей

Уважаемые коллеги!

В своей текущей работе Комитет сосредоточил свою деятельность на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
далее...

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com