Сегодня 27 Апреля 2018 года
   
Размер шрифта

Комитет по разрешительной и контрольно- надзорной деятельности

Проектный комитет обсудил совершенствование системы контроля и надзора

29 Марта 2018 Открытое правительство

Для мониторинга работы систем противопожарной безопасности необходимо использовать цифровые технологии и телеметрию. Это позволит повысить уровень безопасности, не увеличивая числа традиционных проверок. А уровень риска поднадзорного объекта для пожарного надзора должен быть первичен по отношению к юридическому статусу его владельца. Это подчеркнул куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов в ходе заседания проектного комитета реформы, на котором обсуждалась, в том числе, трагедия в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово. На заседании также приняли ряд важных документов по реформированию системы госконтроля: обновлённый Стандарт комплексной профилактики рисков, «дорожные карты» по пересмотру требований к бизнесу в четырёх сферах, показатели результативности и эффективности надзорных ведомств, присоединившихся к реформе. Кроме того, Михаил Абызов доложил о подготовке проекта постановления правительства об ограничениях на введение новых требований к бизнесу.

Выводы относительно причин пожара в Кемерово, по словам Михаила Абызова, делать рано, но времени на то, чтобы многократно дискутировать по вопросам, связаннымс безопасностью, нет. По его словам, нужно провести глубокий анализ произошедшего и не допускать при этом никаких «поверхностных метаний и шараханий».

Тем не менее, я прошу два наших ведомства, которые напрямую связаны с произошедшим в части надзора, — это МЧС и Минэкономразвития — дать свои предложения по вопросам управления рисками в будущем, которые необходимо учесть в нашем новом законе о госконтроле, который сейчас будет проходить в Госдуме второе чтение», — сказал Михаил Абызов.

Свои предложения по повышению безопасности в сфере пожарного надзора обозначил замглавы МЧС Сергей Кададов. Министерство намерено менять степень риска многофункциональных комплексов и повышать периодичность их проверок. Он также сказал о необходимости экспертизы пожарной безопасности ещё на этапе планирования и строительства капитальных объектов. В 2007 году МЧС было исключено из цепи сопровождения капитальных зданий в части пожарной безопасности на этапе планирования. Кроме того, МЧС предлагает разрешить проводить профрейды на социально значимых объектах без уведомления арендаторов за сутки.

По мнению Михаила Абызова, осуществлять постоянный мониторинг состояния систем пожарной безопасности нужно за счёт цифровизации. 

Мы живём в 21 веке, говорим про цифровую экономику. Надо предусмотреть такие требования, чтобы мы могли в дистанционном режиме видеть, включена ли система пожарной безопасности. Нужны элементы простейшего компьютерного мониторинга использования всей противопожарной цепи. Сегодня телеметрия нам все эти возможности даёт. Это не надо делать по всем объектам. По 100-тысячникам, по 50-тысячникам (площадь объектов в квадратных метрах) мы могли бы включить эти требования в правила их строительства. Издержки там небольшие. И вы бы не раз в год туда приходили, а каждый день, каждую минуту видели бы на мониторе потоковую информацию о состоянии противопожарных систем. Это и есть цифровой надзор», — сказал Михаил Абызов.

Кроме того, по мнению министра, нужна двойная система классификации поднадзорных субъектов: по сложности объекта и его классу опасности и по виду объекта с точки зрения принадлежности к малому, среднему или крупному бизнесу. В торговых центрах площади арендуют десятки, сотни арендаторов, каждый из которых представляет собой ИП или малый бизнес. При этом сам объект защиты очень сложен.

Один из главных недостатков действующего сегодня 294-ФЗ заключается в том, что он направлен исключительно на защиту прав предпринимателей, отмечают в Минэкономразвития. Новый законопроект о госконтроле, разработанный в формате Открытого правительства, должен решить эту проблему и повысить в целом эффективность контроля и надзора. В новом законе риск-ориентированный подход должен быть привязан не только к проверкам, но и к другим надзорным и профилактическим мероприятиям, подчеркнул замглавы Минэкономразвития Савва Шипов. 

Дальнейшие действия по реформированию госконтроля и усилению надзора на опасных объектах в свете произошедшей трагедии будут обсуждаться на этой неделе с руководителями всех деловых объединений.

Мы строим реформу в формате доверительных отношений между надзором и бизнесом. Мы не уходим радикально ни в одну, ни в другую сторону и стараемся выдержать взвешенный подход. Вопрос в том числе ответственности предпринимателей за соблюдение требований выходит на первый план», — подчеркнул Михаил Абызов.

Министр особо отметил необходимость профилактической работы среди персонала эксплуатирующих организаций. На заседании проектного комитета была одобрена обновлённаяверсия Стандарта комплексной профилактики рисков, которая была подготовлена с учётом предложений надзорных ведомств, экспертов, Всемирного банка, Общественно-делового совета. По словам Саввы Шипова, теперь документ больше ориентирован на предупреждение риска причинения вреда, чем на предупреждение нарушений. Появился целый ряд новых положений, доработана идеологическая часть, сделан акцент на кадры и автоматизацию профилактической работы, уточненытребования к организации профилактических мероприятий. Планируется подготовить упрощённые памятки для сотрудников территориальных органов надзорных ведомств.

11 надзорных органов уже представили ведомственные программы профилактики, все они нуждаются в доработке. Основные замечания связаны с отсутствием анализа подконтрольной среды и оценки того, какие риски планируется предупредить. Во многих программах отсутствуют показатели результативности. Программы, по словам Михаила Абызова, должны оценить поднадзорные субъекты, которые являются в данном случае клиентами, и люди «с поля» — конкретные представители терорганов, которые будут эти программы реализовывать. 

Вести профилактическую работу и доносить идеи реформы госконтроля планируется в социальных сетях, в частности через запущенную Рострудом в марте общероссийскую сеть деловых контактов Skillsnet — российский аналог зарубежной сети LinkedIn. В сети уже присутствуют более 500 тыс. организаций. 

Минкомсвязи предстоит дешёвыми деньгами расширять круг взаимодействия с референтными группами и клиентами реформы. Начать можно со специальной группы и, возможно, потом задействоватьдругие социальные сети для создания групп с целью общей профилактики в рамках реформы контроля и надзора и профилактики, связанной с исполнением обязательных требований», — сказал Михаил Абызов.

Одной из основных задач на 2018 год остаётся устранение избыточных требований к бизнесу. На заседании были одобрены 4 «дорожные карты» по актуализации, оптимизации и отмене требований в сфере торговли,промышленной и пожарной безопасности, налоговой сфере и в трудовом законодательстве.

Сейчас мы принимаем 4 "карты". Итого у нас будет уже более 20 "дорожных карт" — это неплохое начало работы. По ним мы должны ускорить работу по изменению нормативной базы. У нас есть набор несогласованных предложений Общественно-делового совета, которые у меня каждую неделю рассматриваются. У совета есть ещё порядка 200 предложений, которые мы с Минюстом не прошли. Нам надо переходить к работе над среднесрочными предложениями. Задача ведомств — по четырём этим направлениям работу развернуть», — подчеркнул министр.

В ближайшее время в кабмин должен быть внесён проект постановления правительства об ограничениях на введение новых требований к бизнесу. В нём будет закреплён принцип «one in — two out».

В документе предусмотрены большие возможности для надзорных органов и ключевых ведомств по гибкой системе не только исключения двух требований взамен одного вносящегося, но и иных предложений по улучшению системы регулирования, не связанных с отменой требований, в рамках своих надзорных сфер», — пояснил министр.

Если вводится новое требование, которое положительно влияет на среду, то отменять 2 старых не нужно, уточнил Михаил Абызов.

Проектный комитет также обсудил подготовку надзорными ведомствами программ изменений. Они должны быть разработаны по итогам стратегической сессии, которая состоялась в начале марта в Технопарке «Сколково». Предложения, выработанные в «лабораториях изменений», разделены на 2 блока: обязательный и факультативный.

Каждое ведомство должно взять это "меню", включить в свою программу, план и график с учётом своей специфики обязательную программу по изменениям и выбрать как минимум один пункт из произвольной программы. Это вопрос первого лица надзорного ведомства. Здесь кадры, бизнес-процессы, структуры, управленческие алгоритмы — вся ваша повседневная работа», — отметил Михаил Абызов.

 Источник: Открытое правительство

Возврат к списку

Председатель Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров Российского Союза промышленников и предпринимателей

Уважаемые коллеги!

В своей текущей работе Комитет сосредоточил свою деятельность на двух актуальных для предпринимателей темах: прозрачность и доступность обязательных требований и риск-ориентированном подходе при осуществлении государственного контроля.
далее...

КОНТАКТЫ

Заместитель председателя Комитета:
Шабала Юлия Игоревна

тел. +7 (495) 981-55-55 доб.30-01,
j.shabala@metinvest.com

Ответственный секретарь:
Абузярова
Ирина Анатольевна

тел. +7 (495) 981 -55-55 доб.78-08,
i.abuzyarova@metalloinvest.com